Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игры, в которые не играют,

или Феномен большого спорта
17 августа, 2012 - 12:14
НАБЛЮДАЯ ЗА ЭМОЦИЯМИ СПОРТСМЕНОВ, МЫ ВИДИМ САМИХ СЕБЯ — КАКИМИ БЫ МЫ БЫЛИ, ЕСЛИ БЫ ОТБРОСИЛИ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ТАБУ / ФОТО РЕЙТЕР

При всей пестроте жизни не так уже и много явлений и событий, которые способны привлечь внимание миллионов и даже миллиардов людей во всех уголках планеты. Крупные спортивные соревнования относятся именно к этой категории. Так, общая телеаудитория летних Олимпийских игр-2008 составляла 4,4 миллиарда человек. А одну только церемонию открытия юбилейной — тридцатой — Олимпиады в Лондоне, по предварительным данным, посмотрели около миллиарда людей. Не меньший интерес обычно вызывают и футбольные чемпионаты мира.

Конечно, относиться к этому феномену можно по-разному. Можно сетовать на нетребовательность публики и даже вспомнить слова Марины Цветаевой: «Спорт является затратой времени на затрату сил. Ниже спортсмена только его зритель». Но факт остается фактом: ни одно творческое мероприятие, не говоря уже о политических и экономических форумах, неспособно настроить на «одну волну» сердца такого количества народа. Людей с разным цветом кожи и из разных социальных прослоек... По большому счету, трибуна стадиона — это едва ли не единственное место на Земле, где могут оказаться рядом люди из абсолютно разных миров, которые при других обстоятельствах не встретились бы никогда...

СПОРТ КАК ЗАМЕНИТЕЛЬ... РЕЛИГИИ

Феномен невероятной популярности спорта в XX в. пытались объяснить многие философы. Так, испанец Ортега-и-Гассет считал, что из всех видов деятельности для человека самой естественной является игра, а не усилия для достижения каких-то практических целей. В одном из трудов он даже выразил мысль, что «культура — дочь не природы, а спорта». Правда, со временем, наблюдая за тем, как спорт становится все более коммерциализированным, Ортега-и-Гассет отмечает, что современный спорт «утратил свою первоначальную суть»... Одной из форм игровой деятельности считал спорт и голландский культуролог Йохан Хейзинга. Он также отмечал, что профессионализация спорта почти вытеснила из него спонтанность, то есть собственно игровой элемент. «Профессионал не играет, он работает». Таким образом, спорт, по мнению Хейзинги, оказывается вне культурного процесса.

С последним утверждением, наверное, не согласятся многие писатели, режиссеры, художники, для которых спорт уже давно стал сферой поиска интересных сюжетов и характеров.

Некоторые современные социологи смотрят на спорт как на заменитель религии. Такой взгляд, по-видимому, не лишен логики, особенно если вспомнить, с какими чувствами миллионы людей в мире ожидают воскресной игры любимой команды. Для них поход на стадион приблизительно является тем, чем для их предков была церковная служба. Да и словосочетание «футбольный бог» в спортивной журналистике уже давно стало идиомой.

Впрочем, философы обычно все оценивают отстраненным взглядом, а не с точки зрения участников «процесса». А в нашем случае «участники» — это не только спортсмены и тренеры, но и зрители. Те самые миллионы любителей, желающих смотреть на спортивный поединок, да еще и платить за зрелище немаленькие деньги. Собственно без армии болельщиков спорт никогда не стал бы большим бизнесом, в который он давно уже превратился. И можно как угодно долго возмущаться непомерно высокими зарплатами футболистов, но такова правда жизни: в современном обществе спрос на ноги Месси или Роналду несравненно более высоки, чем на мозги «рядового» ученого. И виноваты в этом вовсе не футболисты.

Многие феноменальную популярность спорта объясняют деятельностью СМИ, телевидения — в первую очередь. Мол, что нам показывают, то мы и смотрим. Действительно, роль масс-медиа здесь переоценить трудно, но все же не телевидение делает спорт популярным. Напротив: на наших телеэкранах много футбола или бокса, потому что есть много желающих это смотреть. Причина мегапопулярности некоторых видов спорта кроется в самой их природе. И дело здесь, наверное, не только в человеческом интересе к состязанию как таковому.

Спортивный репортаж — это, наверное, единственный телевизионный жанр, который предоставляет возможность простому зрителю увидеть звездных персон, так сказать, в их натуральном виде. Актера или политика вы никогда не увидите «без ретуши и грима», разве что в каких-то совсем «желтых кадрах». Всякие реалити-шоу также имеют своих скрытых сценаристов и режиссеров. И только спортсмены появляются на экране такими, какими они есть. Тяжелое дыхание боксера в углу ринга... Покрытое инеем лицо лыжника... Злой взгляд хоккейного «громили», от которого убежал ловкий нападающий... В этих кадрах все — неподдельное и настоящее. Наблюдая за спортсменами, мы словно видим самих себя — какими мы были бы, если бы отбросили бесконечные табу, наслоенные воспитанием: не показывать свой гнев, не прыгать от радости «козликом», не плакать и не сморкаться на людях...

Как утверждает американский психотерапевт Джин Шиноди Болен, автор бестселлеров «Богини в каждой женщине» и «Боги в каждом мужчине», спорт высвобождает свойственную каждому человеку, но скрытую глубоко в подсознание «дикость». Причем процесс высвобождения охватывает как спортивную арену, так и трибуны. И в целом он, по мнению Болен, является позитивным, если, конечно, «дикость» не выходит за пределы разумного. Да и врачи также утверждают, что мужчины, которые позволяют себе от души покричать во время просмотра спортивных соревнований, меньше рискуют заработать инфаркт...

А ЧТО СКАЗАЛ БЫ ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН...

Сегодня часто можно услышать: «Если бы Кубертен знал, во что превратятся Олимпийские игры, то он вряд ли взялся бы за их организацию»... Олимпийское движение и в самом деле отошло от тех идей, которые проповедовал француз. Но не забываем, что и в Древней Греции олимпийские принципы зачастую нарушались — были и случаи нечестной борьбы, попытки подкупа судей, да и войны во время проведения Игр прекращались далеко не всегда. Главные недостатки современного олимпийского движения также зародились еще задолго до 1896 года, когда в Афинах состоялись первые Олимпийские игры современности. Сегодня немногие об этом вспоминают, но первый случай смерти из-за применения допинга был зафиксирован еще в далеком 1886 году на велогонках Париж — Бордо.

Кубертен, как известно, отстаивал принципы «чистого любительства». В течение долгого времени действовало правило, по которому участником Игр мог быть лишь тот, кто тренируется и выступает для своего удовольствия, а не ради денег. На жизнь потенциальный олимпиец должен был зарабатывать чем-то другим — петь, мыть пол, разгружать вагоны... То, что требование «чистого любительства» является нереальным, было понятно с самого начала. Уже хотя бы потому, что оно противоречило олимпийскому девизу «Быстрее! Выше! Дальше!» Чтобы быстрее бегать, нужно больше тренироваться, а не мыть пол или печь булочки. Поэтому не удивительно, что скандалы, связанные с нарушением статуса любителя, возникали практически на каждой Олимпиаде. Некоторые «защитники» олимпийских идеалов использовали борьбу с любительством в своих политических целях. Чего стоит только история американского легкоатлета, индейца по происхождению, Джеймса Торпа, который на Олимпиаде 1912 года блестяще выиграл соревнование по пятиборью и десятиборью, но с подачи американских расистов был пожизненно дисквалифицирован — за то, что в студенческие годы играл в бейсбол и получал за это деньги. Реабилитирован спортсмен было только в 1972 году, уже после его смерти.

В СССР проблема любительства разрешалась, как говорится, одним росчерком пера. На бумаге все спортсмены работали учителями физкультуры, инструкторами, а то и вообще токарями или столярами. А в действительности — были стопроцентными профессионалами. Лукавый смысл фразы «наши хоккеисты-любители победили канадских профи» чувствовали даже дети.

ЛАБОРАТОРИЯ ЭКСТРИМА

В середине восьмидесятых МОК, в сущности, отказался от «кодекса любителя», разрешив международным федерациям по видам спорта самим устанавливать правила допуска к Олимпийским играм. Со времени «фиктивного любительства» сегодня остались только две детали: никакой рекламы на олимпийских аренах и отсутствие призового фонда. Олимпийская медаль и букет цветов — вот и все, что получают от МОК чемпионы и призеры Игр. Правда, есть еще денежные вознаграждения от государства и спонсоров. В Украине, напомним, олимпийские премии за первое, второе и третье места составляют соответственно 100, 75 и 50 тысяч долларов. Каждый россиянин за победу в Лондоне получит около 100 000 евро. В высокоразвитых странах Запада государственные вознаграждения для спортсменов значительно скромнее. Так, американские атлеты за олимпийское золото обычно получают 20 тысяч долларов. А в некоторых странах, в частности в Норвегии и Швеции, такого понятия как «олимпийская премия» вообще не существует. И это обстоятельство вовсе не мешает норвежцам и шведам бороться на олимпийских аренах, «не жалея живота своего».

Интерес общественности к заработкам спортсменов часто носит не совсем здоровый характер. Во многих журналистских материалах на эту тему чувствуется некоторое «фи» — мол, как это так, соревноваться не ради принципа, а за деньги? Но почему тогда никого не удивляют высокие гонорары актеров?

Большой спорт сегодня — это не только зрелище, но и лаборатория экстрима. Экстремальность жизни спортсмена заключается не только в том, что он рискует здоровьем. Уникальной спортивную сферу делает условие «победитель только один». Ни в одной другой сфере не нужно ежедневно доказывать, что ты лучше всех. Ученый или художник просто находит свою тему и работает, не оглядываясь ни на кого. Интересно, что музыканты, которым приходилось принимать участие в конкурсах, в один голос заявляют: это — что-то совсем другое, чем обычная исполнительская деятельность. Есть гениальные певцы, скрипачи и пианисты, которые в атмосфере «грубого» соревнования элементарно перегорали, — из-за отсутствия так называемого фактора «старт-плюс». В спорте этот термин означает способность атлета именно в день соревнования продемонстрировать весь свой потенциал. То есть быть самым сильным не вообще, а именно «здесь и сейчас». Чувствовать на старте не мандраж, а кураж, когда каждая клеточка тела и каждый фибр души настроены на одно — на победу. По мнению тренеров, научиться этому качеству невозможно, с этим нужно просто родиться. И поэтому история спорта знает множество очень одаренных атлетов, которые на второстепенных соревнованиях показывали невероятные результаты, но в решающий момент проигрывали намного более слабым соперникам.

«КВАСНЫЕ» ПАТРИОТЫ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ

Кроме «принципа любительства» полный крах потерпел и программный курс МОК на отделение спорта от политики. Вся история современного олимпийского движения так или иначе связана с противостоянием самых мощных спортивных государств. Даже после падения «железного занавеса» политическая составляющая менее ощутимой не стала.

Считать «свои и чужие» медали любят все — политики, функционеры, спонсоры, болельщики. Последние с развитием всемирной сети получили возможность вместо реальных послематчевых драк вести «виртуальные войны». Спортивные интернет-форумы обычно кишат ксенофобскими и расистскими высказываниями, что особенно заметно во время проведения Олимпийских игр. Есть люди, которых сами соревнования не интересуют вообще, для них важно одно — сколько медалей завоюют соотечественники. Как справедливо заметил один американский журналист, «когда у тебя нет собственных достижений, то не остается ничего другого, как гордиться победой любимой команды»...

Однако среди самих спортсменов ксенофобов почти нет. Знаменитая в прошлом украинская спринтерка Жанна Пинтусевич как-то сказала: «Быть легкоатлетом и в то же время расисткой невозможно». Спортсмен, как никто, знает: человек с другим цветом кожи так же дышит, терпит, любит, страдает. Поэтому и представление о патриотизме у него обычно совсем другое, чем у того, кто никогда не бывал дальше «родного штата»...

Достаточно интересной является мысль по этому поводу покойного Бориса Шахлина. В своей книге «Олимпийский орден» легендарный гимнаст пишет, что ура-патриотические призывы только мешают спортсмену: «Если ты выходишь на арену и думаешь при этом о Родине, то не выигрываешь даже ленту от медали». Но, добавляет Шахлин, это вовсе не означает, что все спортсмены — безродные космополиты: «Просто, чтобы победить, ты должен на старте отбросить абсолютно все посторонние мысли и сосредоточиться только на выступлении».

Однако за перипетиями Олимпийских игр стоит следить не только по патриотическим соображениям. У спортсменов высшего уровня вообще много чему можно научиться. В первую очередь — умению брать ответственность на себя. Люди с настоящим чемпионским характером, даже проиграв, причину поражения всегда ищут в себе, а не объясняют ее внешними обстоятельствами — плохой погодой, необъективным судейством, «каверзами» соперников. И это дает им в будущем шанс на победу. Поэтому, возможно, и нам, украинцам, чтобы из нации аутсайдеров превратиться в чемпионов, нужно перенять эту философию: «Потерпев поражение, работай над собой, а не переводи вину на других».

И последнее. Знаменитый олимпийский девиз «Главное не победа, а участие», в начальном варианте, оказывается, звучал несколько иначе: «Главное не победа, а БОРЬБА за нее»...

Светлана ГОНЧАРУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ