Программа «Знак качества», которая служила информационной платформой для потребителей, рассказывая о ежедневных продуктах питания, в начале декабря прекращает свое существование. Проект появился на телеканале «Интер» в 2007 году. О пятилетней истории программы, закулисье съемок, журналистском профессионализме — в разговоре с ведущим и руководителем «Знака качества» Константином ГРУБИЧЕМ.
— Почему передачу закрыли, ведь она была настоящей народной трибуной, с которой рассказывали о ежедневных продуктах питания для простых украинцев?
— Комментировать решение высшего руководства не этично. Могу сказать лишь одно — благодарен, что этот проект вообще «тянули», ведь с первого дня было множество юридических проблем. История «Знака качества» могла закончиться еще на первом году существования. В условиях нашей страны пятилетний эфир — это уже рекорд.
— Передача выходила исключительно на средства «Интера» и ни с кем не сотрудничала, впрочем, курьезные случаи относительно лоббирования случались?
— Некоторые предприниматели рассказывали мне, что за деятельность, подобную нашей, те, кто ее осуществлял, просили у производителей деньги за хорошие результаты тестирований. О нас такие басни тоже рассказывали. Но если бы это была правда, интернет давно изобиловал бы доказательствами. Такого случая не зафиксировано ни одного — моя совесть чиста. Но не потому, и я не стесняюсь это говорить, что я кристально честный, просто алгоритм был таким образом построен, что если бы я и взял какую-то взятку, это было бы невозможно сделать незаметно. За мной стояли лаборатории, эксперты, коллектив в конечном итоге. Поэтому если в начале такие предложения «проплаты» еще были, то они быстро прекратились.
— Бывало ли такое, что из-за, возможно, личных угроз приходилось снимать программу с эфира?
— Похожая ситуация, когда мы снимали программу, но она не пошла в эфир, была. Но несколько иная. Эта история была связана с алкогольными напитками. Когда фактически уже отсняли полностью программу, появился вопрос: быть ей или не быть, поскольку были у нас действительно очень крупные рекламодатели водочных брендов, которые в том числе выделяли «Интеру» на рекламу значительный бюджет. Поэтому, чтобы не нагнетать эту тему, мы просто сняли выпуск с эфира. И вообще сомнительно, нужно ли проверять в народной программе водку или сигареты. Без этого на самом деле можно обойтись, это же не молоко или масло. Это было «соломоново решение». Года три все, что касалось алкогольных напитков, было для нас табу.
— Говорят, что «Народную дегустацию» снимали ночью, когда магазины закрыты, следовательно, ваши дегустаторы — не просто обычные покупатели. Не усматриваете ли в этом обман зрителя?
— Действительно, мы снимаем ночью, но только потому, что днем нас туда никто не пускает. Объясняют — магазину нужно торговать. Несколько лет снимали это все днем в студии, ведь работать ночью архисложно, есть технические и технологические накладки. Такое «имитирование магазина» никто не замечал, а вот для съемочной группы было удобнее. Потом нашу студию переоборудовали, поскольку в прямом эфире должна была появиться программа «Утро». Да и тогдашнее новое руководство хотело именно «живой магазин». Поэтому последние полтора года мы снимали ночью, но в магазине. С чего начинали, тем и заканчиваем. А в том, что наши дегустаторы заранее приглашены, ничего скандального не вижу. Массовкщики — это целая профессия в Киеве. Они ходят с программы на программу. Был недавно на программе «О жизни», смотрю, половина моих дегустаторов сидит. Мое требование — чтобы люди не повторялись. А на съемках «Народной дегустации» абсолютно никто не влияет на выбор дегустаторов, платят только за участие. Кроме того, они же не знают заранее, где какие марки. Даже я сам не знаю. Это же нужно залезть в протокол! Слишком детективный сюжет должен был бы быть, а при нынешнем развитии социальных сетей, если бы так было, обязательно нашелся бы кто-то, кто написал, что в «Знаке качества» просили голосовать за конкретный образец.
Часто на этих дегустациях лучшие продукты проигрывают, а худшие — побеждают. Свежий пример — элитный яблочный сок, выжатый методом прямого отжима, не прошел народную дегустацию! Я не знаю, в чем причина, но, по-видимому, люди уже отвыкли от натурального вкуса. То же самое с колбасой: на недавней дегустации выиграла та, в которую — точно знаю — добавлены ароматизаторы и усилители вкуса. Зато об образцах, которые придерживаются классической технологии, народные эксперты сказали: «Что-то не то».
— Что вам, прежде всего как человеку, дал этот проект?
— Я всегда был немного помешан на теме питания, а здесь пришлось заниматься этим профессионально и, должен сказать, вовремя. Ведь все, что не происходит, — не просто так. Например, именно благодаря программе имею сегодняшний внешний вид и вес. Диетологи рубрик о здоровом питании полностью изменили стиль моей жизни. Передача началась как раз на рубеже — мне было около 40 лет. Для мужчины этот возраст особенно важен в том плане, что можно внезапно умереть, обычно из-за повышенного холестерина или сердечных проблем. Поэтому я считаю, что в перспективе «Знак качества» продлил мне жизнь. Добавилось еще и то, что всегда систематически и сознательно занимаюсь если не спортом, то физкультурой, потому что знаю — для сосудов это полезно. И все это не потому, что я такой вот умный, просто хочу дольше оставаться в тонусе. Чем бы я в дальнейшем не занимался, эта матрица уже вряд ли выбьется из меня.
— Поскольку верите, что в жизни все не просто так, сегодня, когда проекта «Знак качества» уже не существует, можете сказать, куда должен пойти Костя Грубич? Не может же быть, чтобы «в народ»?
— Когда был в разгаре «Знак качества», мне казалось, что я такой ценный работник, что вот только свистну — и уже очередь работодателей выстроиться. Но не то чтобы очереди в настоящий момент нет, просто критерии у топ-менеджеров не совсем такие, какие мне хотелось бы. Нынешняя позиция обратная — я предлагаю себя. Аналоговое телевидение, к которому мы привыкли, отходит, интернет ежедневно откусывает сознательную интеллектуальную аудиторию. И как контент ТВ изменится, никто еще толком не знает. Если человек профессиональный и действительно умный, то это еще не гарантия того, что он будет трудоустроен. Скорее, наоборот. Посмотрите на ведущих, которые в настоящий момент востребованы. Относительно некоторых у меня, например, возникает сомнение по поводу их права быть в эфире. И если называть таких некорректно, то о тех, кто мне откровенно нравится, скажу с гордостью. Например, Алла Мазур: как была, так и остается иконой профессионализма. Мне очень жаль, что сегодня нет в эфире Люды Добровольской, по крайней мере, я не знаю и не вижу, где она. Среди последних моих открытий — Оля Фреймут. Также за последние годы уже по-другому смотрю на Катю Осадчую. Знаете, далеко не поклонник ее стиля как телевизионного персонажа, но она большой труженик, поскольку сделала настоящий прорыв.
— Все же кем вы себя видите дальше? Возможно, ведущим новостей?
— Я себя вижу ведущим новостей — меня не видят пока что... Почему? Потому что, как сказал Владимир Давыдович Оселедчик, когда уже будучи очень известным после «Не все дома» и «Выбрыков», из-за очередного кризиса появился на «1+1» в новостях: «Ты не можешь работать в новостях. У тебя образ, будешь только отвлекать зрителя — он будет думать, почему ты здесь появился, если у тебя уже есть своя экранная история?». Какая-то доля правды в этом была и есть, однако он меня так подзадорил в том плане, что мне еще больше захотелось доказать ему и себе самому, что у меня выйдет роман с новостями. Ну, как показывает история, он таки вышел. Это один из поводов для профессиональной гордости.
Поэтому если рискнуть, мне кажется, что это был бы интересный эксперимент. Считаю, и так говорят социологи, ко мне уже есть определенный процент доверия со стороны аудитории. А имея еще и огромный репортерский опыт, не буду просто декламатором, а уже автором! Но вы первая, кто, кроме моих мыслей, такую идею вообще озвучил. Пока что относительно следующего места работы, жду... Но комфортнее всего мне было бы там, где меня просто ценили бы.
— А на какие предприятия, учитывая прежде всего собственный потребительский интерес, за время существования программы так и не попали?
— Наибольшим нереализованным желанием стала кондитерская корпорация «Рошен». На кондитерских фабриках мы были везде: от Львова до Луганска, и за все годы, начиная с первого выпуска, на «Рошен» так и не смогли попасть. Оля Герасимьюк даже лично договорилась с Петром Порошенко — он сказал: «Да без проблем, пусть едут снимать», но директора на местах под разными предлогами все же отказывали... Не попали также на заводы, где делают консервы из фасоли. Казалось бы, простой продукт, а не вышло. Еще хотел бы увидеть, как в Норвегии разводят лосося, — не успел, хотя уже вполне реально было. Интересно еще было бы побывать на предприятии, где делают жевательные резинки... А вообще за все пять лет существования «Знака качества» у нас всего один раз была командировка за границу — летали в Грецию, делая передачу об оливках.
— Вы знаете о еде все, но бывали ли случаи, что самостоятельно возили какой-то продукт на экспертизу?
— Никогда. Я не настолько скрупулезен. Если бы так случилось, то, по-видимому, подумал бы, что уже немного помешан. Мы живем в среде, где от всего уберечься просто невозможно, а определенный процент вредных вещей, которые на самом деле работают на наш иммунитет, мы должны в себя впускать. В магазинах, как правило, беру проверенные уже временем и профессиональным опытом продукты. На рынках ориентируюсь на собственную интуицию: «У этой женщины добрые глаза, эта не обманет». Бывает, что, независимо от места покупки, некачественный товар все же возвращал, и ничего — забирают молча.
— А вот из рубрики «Вкусный совет» что-то готовили дома? Возможно, какой-то рецепт стал семейным?
— Дело в том, что я полностью программы никогда не смотрю, поскольку все снимаем заранее, а программа идет ежедневно. Сама же рубрика «Вкусный совет» — это такой себе бантик. Для меня как журналиста и руководителя проекта она не являлась определяющей, ведь здесь априори никаких подвохов не может быть. Впрочем, в предшественнике этой рубрики, когда был сам в кадре и готовил с поварами в «Мамаевой слободе», кое-что повторяли уже дома. А вот относительно «семейных рецептов», то некоторые выплыли как раз из программы «Вкусная страна», когда лично ездил по селам в поисках давних рецептов. Это, например, пирожки из вареной фасоли — «фасоляники», или разновидность картофельных зраз — «лежебоки», а также котлетки из рубленой курятины «Прекрасная бойковчанка». Вот это — действительно мое открытие, такие блюда были интересны как для меня самого, так и для большого количества людей, которые до сих пор их помнят.