В развитие темы лицензирования региональных телеканалов, которую «День» регулярно освещает, проанализировав в сегодняшнем номере процессы вокруг киевского 30-го канала (стр. 9), и интервью нашего корреспондента с Ириной Шатурой — генеральным директором одной из самых «взрослых» в Украине негосударственных телекомпаний «ТелеКом-1» (Николаев).
— «ТелеКом-1», если не ошибаюсь, был не только первым негосударственным телевизионным каналом на территории Николаевщины, но и одним из первых негосударственных телеканалов на территории Украины в целом. Характеризуя более чем 10-летний путь развития телекомпании, сравнивая «тогда» и «сейчас» (время, когда местное ТВ переживает не лучший период), какие закономерности в развитии отдельно взятой местной ТК вы бы могли отметить?
— «7 канал», наверное, прошел тот же путь развития, что и другие негосударственные каналы: в самом начале профессионалов было немного, учились делать ТВ, альтернативное тогдашнему государственному. И делали это на слабенькой технике, со 100% пиратских фильмов (если сейчас телекомпании, которые продолжают показывать пиратские фильмы, — это нонсенс, исключение, а не правило, то тогда все этим занимались). Но поскольку на ТВ пришли люди, которые хотели выразить себя, создавалась масса собственных программ (музыкальные, молодежные, женские, спортивные, какие угодно). Потом, опять-таки, все поняли, что ТВ — это бизнес. А поскольку рекламный рынок не расширяется так, как этого хотелось бы, программы собственного производства постепенно стали «отваливаться». Раньше, например, мы делали по 12 периодических программ в месяц (это при том, что максимальное количество работников телекомпании достигало 45 человек). Я их, собственно говоря, перечислила: мы делали автомобильную программу, женскую программу, музыкальную программу, программу о животных и т.д. Сейчас, за исключением коммерческих проектов, остались новости — три выпуска в неделю (не делаем их чаще, поскольку региональная информационная среда, скажем так, весьма скудна и делать ежедневно информационный выпуск из трех сюжетов — это было бы смешно). И, кстати, вот уже второй год подряд на областном профессиональном конкурсе «ПроМедиа» мы получаем приз за лучшую информационную программу. И эта программа — рейтингообразующая. Ну и возвращаясь к тому, что все компании в Украине проходят одинаковый путь: мы стали сетевой компанией, и с 1997 года работаем с СТБ. На мой взгляд, это — перспективный путь, хотя у нас, в Украине, он имеет определенные особенности.
— Именно с этим и связан мой следующий вопрос. Нацсовет Украины по вопросам ТВ и радиовещания, по мнению многих, ведет политику, которая способствует укреплению мощных и уходу с информационного рынка слабых телекомпаний. Одним из «пунктиков» этой политики является следующий: если ты не можешь производить достаточное количество собственных программ, то у тебя остается два выхода: либо выбирай себе партнера из так называемых «сетевиков» (ТЕТ, Новый канал, СТБ, ICTV) и с ними сотрудничай, либо уходи из эфира. А вот «ТелеКом- 1», как вы сказали, с СТБ сотрудничать начал еще в 1997 году — то есть задолго до внедрения в нашей стране повсеместной практики некоторым образом вынужденного сотрудничества местных телекомпаний с «сетевиками». Как так вышло, и как вы вообще расцениваете подобную политику Нацсовета?
— Дело не в том, что это политика Нацсовета. Это — нормальная практика для любой страны. Где угодно за границей вы встретите ту же картину, потому что ТВ развивается именно таким образом: есть сетевая компания, которая поставляет лицензионный программный продукт, и есть региональная компания, которая заполняет определенные ниши своими новостями или другими программами, т.е. делает канал более привлекательным для регионального зрителя. Потому что, как бы зритель ни любил, к примеру, ОРТ или «1+1», ему интересно знать местные новости, не говоря уже о размещении местной рекламы.
Так что упомянутая практика является совершенно нормальной. Просто выглядит у нас это пока еще, может быть, не очень красиво, потому что осуществляется все методом проб и ошибок. Мы ведь перенимать чужой опыт не любим, мы всегда идем своим путем. И поэтому региональным телекомпаниям отводится, скажем так, самое «несмотрибельное» время, несмотря на то, что — я, например, в этом уверена — рейтинг СТБ в регионе мы поддерживаем. Не они нас тянут вверх, а мы их, поскольку мы были здесь десять лет назад. И телезритель привык к этой кнопке. То есть мы «подняли» СТБ, а не наоборот. А вот эта позиция «старшего брата» не совсем корректна в данной ситуации. Я считаю, что речь должна идти о позиции партнерства, то есть мы им нужны так же, как и они нам. А сейчас наше вечернее время заканчивается в 18.30, то есть до начала prime time. Нам предлагают и дневное время — в промежутке от 10.00 до 16.00, но мы его просто не берем сами, поскольку «греть эфир» нет смысла, а платить за это время придется. То есть теоретически времени довольно много, а вот эффективного времени — увы! Поэтому и приходится «крутиться» в рамках довольно небольшого временного отрезка.
Или я, например, считаю, что у нашей телекомпании большой опыт работы в телевизионной сфере. Но — увы — столичный снобизм иногда дает о себе знать: человек изначально считает, что сетевая компания намного лучше знает то, как должно все выглядеть на местном уровне, и повторяет те же ошибки, которые мы прошли десять лет назад. Ведь многие сетевые компании — компании молодые, они не знают, что такое региональное ТВ, не знают многих вещей, с которыми мы уже сталкивались десятки раз. Но до того, чтобы относиться к своему региональному партнеру действительно как к партнеру, который, может быть, может предложить что-то интересное, они еще не дошли. Вероятно, все на свои места расставит только время.
СПРАВКА «Дня»
Телекомпания «ТелеКом-1» была создана в 1990 году. Первый эфир состоялся 13 декабря 1990 года. «ТелеКом-1» вещает на Николаев и Николаевскую область. Согласно социологическим опросам, сегодня «ТелеКом-1» смотрит сорок два процента николаевских телезрителей. С июля 1997 года телекомпания входит в телевизионную сеть Украины «СТБ».