Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

История и последствия черного PR, или Как из человека сделать черта…

7 июля, 2005 - 20:03

Штормит украинский политикум. С тех пор как началась демократия, политическая реклама (сокращенно — «пиар») стала неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Особенно перед выборами потенциальный электорат лихорадит от декалитров компромата, которым политические оппоненты щедро поливают друг друга. В ход идет все: от непривлекательных страниц биографии, грехов молодости и семейного положения до промашек в профессиональной деятельности. Когда фактаж заканчивается, в ход идут выдумки — так называемый черный пиар. Поток информации излагается по принципу — не можешь возвысить своего кандидата, опусти конкурента. Беспроигрышный вариант черного пиарщика — язвительно прокомментировать высказывания объекта информационной атаки, выхватить несколько фраз из общего контекста, чтобы свести содержание к абсурду. Часто прибегают к откровенной лжи и распусканию слухов, которые бьют без промаха. Чем более бессмысленна и более нахальна выдумка — тем лучше запомнится.

Политическая борьба давно перестала быть только столкновением личностей или борьбой программ — теперь это еще и турнир политтехнологов. Доморощенные, а также нанятые за границей кашевары политической кухни способны так приперчить, сдобрить пищу, что избиратель проглотит, тарелку оближет и добавки попросит! Не секрет, что жареные факты больше всего по вкусу общественности. Хотя в каждой стране свои «гастрономические» предпочтения. Если для россиян весомым аргументом против Бориса Ельцина была война в Чечне, то американцы обсасывали ситуацию с Моникой и Клинтоном, а немцы вообще митинговали, правда ли, что Шредер красит волосы… В Украине все значительно более серьезно: фальшивые листовки — тоннами, манипуляция — массовая…

В украинских широтах одной из самых первых жертв черного пиара стал былинный Соловей- разбойник, который был реальным лицом. Он имел несколько городков-крепостей неподалеку от Киева, воспитывал двенадцать детей. Есть гипотеза, что Соловей основал Бровары. Был непримиримым противником Владимира Великого и физически очень силен. Князь сделал несколько попыток устранить непокорного, но только Илья Муромец сумел посадить Соловья в клетку. Соловья обвинили, что он разбойник и колдун. Поскольку князю Владимиру служили летописцы, певцы-баяны, те создали оппозиционному Соловью такой негативный имидж, что он и до сих пор не может отмыться. Получается, что задача мастера черного пиара заключается в том, чтобы из человека сделать черта. В то же время известно много примеров, когда настоящие тираны и деспоты, благодаря политтехнологам и пишущей братии, вошли в историю в образах тихих ягнят — типичный пример манипуляции сознанием. Московский царь Иван не очень жаловал грамотную, пишущую братию, которая в отместку навечно приклеила царю прозвище «Грозный». А у императрицы Екатерины хватило ума щедро финансировать придворных писак, которые льстиво дали ей безосновательное определение «Великая». Некоторые психологи говорят, что политический выбор каждого из нас зависит от того, какие сказки мы читали в детстве. Голосуем, потому что кандидат нам подсознательно напоминает мужественного рыцаря, доброго волшебника, веселого Вини-Пуха, Буратино, Дюймовочку, Робин Гуда… Поэтому политтехнологи, в отношении к некоторым политикам, пытаются привязать избирателям негативные ассоциации. Например, образ Дядюшки Сэма до сих пор активно эксплуатируется грязными политтехнологами. Вот только результат получается далеким от их надежд — болтовня об «американской угрозе» значительной частью нынешнего общества не воспринимается серьезно, а только как отголосок надоевшего тоталитарного прошлого.

Владимир ЧОС Черкасская обл., г. Городище
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ