Чернобыльская трагедия — тема, казалось бы, столь же неисчерпаемая, как и Великая Отечественная война. Но если события ВОВ стали материалом для несчетного множества художественных фильмов, то Чернобыль долгие годы оставался уделом документалистов. По-новому посмотреть на катастрофу 1986-го нам предлагаетОксана БАЙРАК, режиссер-постановщик фильма «Аврора, или Что снилось спящей красавице», работа над которым сейчас идет полным ходом.
— Кому принадлежит идея создания подобного фильма?
— Мне несколько неудобно об этом говорить, потому что хронически приходится называть собственную фамилию. Итак, идея пришла мне в голову еще пять лет назад. Вдруг, в какую-то из бессонных ночей, родилась история маленькой девочки, жертвы Чернобыльской катастрофы. Я подумала, что эта девочка должна оказаться в Америке и, мечтая стать балериной, она встретится с хореографом, звездой мирового уровня. Потом идея приобрела черты сценария-рассказа. Именно так и родилась «Аврора, или Что снилось спящей красавице». Я очень рада, что в прошлом году познакомилась с прекрасным драматургом Петром Гладилиным, который и воплотил мою идею в жизнь. Также, над созданием фильма работают оператор- постановщик Игорь Крупнов и композитор Валерий Тишлер.
— Кому будет принадлежать право первого показа фильма?
— Сначала — конечно же, кинопрокат. Им будут заниматься наши партнеры — компания «IntWestDistribution», директор которой Олег Степаненко является сопродюсером данного проекта. После кинопроката, будет телепрокат — на телеканалах «Интер» и на российском «РТР». Мы позиционируем наш фильм как совместное производство Студии Байрак, IntWestDistribution, телеканала «Интер» и Министерства культуры.
— До сих пор, кажется, никто не отваживался создавать художественные фильмы о Чернобыле. Как вы думаете, почему?
— Не совсем так. Художественный фильм о Чернобыле создал украинский режиссер, сценарист, оператор Михаил Беликов («Распад», 1990 г. — Ред. ). Правда, фильм тогда, в начале 1990 х, не получил широкогопроката. Тема Чернобыля для меня близка, как и для миллионов людей на Земле, потому что эта трагедия разделила время на то, что было до Чернобыльской трагедии, и на то, что после нее. Пострадали все. Растоптанные судьбы людей просто не могут не затрагивать любого нормального человека, а тем более — украинца. Я помню 1986-й год, женщин, атаковавших вокзал, за любые деньги готовых вывести своих детей в любую точку страны, лишь бы покинуть Киев — этот прекрасный, но в то время опасный город.
— Вы немного уже рассказали о сюжете. А нельзя ли узнать подробнее о том, что ожидает главную героиню?
— Главную роль играет моя звезда Анастасия Зюркалова. Она уже подросла, и эта роль как раз для ее возраста — для тринадцати лет. Девочку, которую играет Настя, зовут Аврора Неделина. Она — из детского дома из-под Чернобыля. Аврора получила огромную дозу радиации, поэтому ее отправляют в Америку в госпиталь для дальнейшего лечения. Девочка мечтает быть балериной. Для нее балетным гением является Николай Астахов — гениальный танцовщик, который когда-то покинул СССР и переехал в США, где создал свой театр. Мировая слава, масса наград, масса денег и, в результате, абсолютная потеря интереса к жизни. Его друзьями стали наркотики, алкоголь и т.п. То есть произошло разрушение человека как личности. На какой-то из вечеринок он ломает ногу, в результате чего попадает в тот же госпиталь, что и Аврора. Случайно, наши герои знакомятся. Когда девочка видит Астахова, то не верит своим глазам, с радостью бросается к нему. И сначала слышит в ответ лишь грубые фразы. Но постепенно жизнь маленькой девочки становится главной для этого человека. Она своей борьбой за жизнь вырывает из рук моральной смерти нашего героя.
— Вы упомянули о том, что в работе над проектом участвует Министерство культуры... То есть получили государственную поддержку?
— Вице-премьер министр Украины по гуманитарным вопросам Николай Томенко и Министерство культуры и туризма Украины публично заявили, что будут поддерживать тему Чернобыля и сценарий нашего фильма. Мне кажется, что это та тема, не отреагировать на которую государство не может. Потому что это наша общечеловеческая трагедия.
— Материальная помощь от государства тоже последовала?
— Да. На данном этапе (поскольку сейчас идут переговоры) Министерство культуры выделяет нам 50% от стоимости всего проекта.
— Говорят, что и Америка здесь посодействовала?
— Америка нам «предоставила» прекрасного актера, голливудскую звезду Эрика Робертса, который согласился у нас сниматься. И мы ему за это признательны.
Он сказал, что такого доброго, глубокого и философского сценария он не встречал давно. И я верю, что это правда. Ведь гонорар, который он получит в нашем фильме, — намного меньше тех гонораров, которые ему платили до сих пор в Америке, в Европе, в Китае.
— А каков бюджет фильма?
— Бюджет составляет чуть больше миллиона долларов.
— Вами задействовано много зарубежных актеров — из России, Америки. Как вы считаете, почему про украинскую трагедию должны рассказывать иностранные актеры?
— Мы говорим о времени СССР, когда не было разделения на украинцев, россиян, таджиков, белорусов и т.д. У нас была «нация» советских людей. И, по сюжету, из СССР уехал гражданин этой страны, которого играет Дмитрий Харатьян. В фильме он навсегда остался бывшим гражданином СССР. Главную роль у нас играет девочка-украинка. Американские актеры участвуют в съемках всего семь дней. И они — абсолютно на своем месте, потому что у нашего героя есть американский импресарио. Конечно, наши актеры здорово играют иностранцев, но если мы говорим о международном прокате — это не всегда уместно. А если есть возможность пригласить зарубежного актера, тем более, которого я люблю с детства, то почему бы и нет? По большому счету, мне кажется, что все равно, кто именно рассказывает об этой общечеловеческой трагедии: русский, еврей, американец или украинец...
— Может ли случиться так, что участие в этом фильме голливудского актера станет «пропускным билетом» к получению «Оскара»?
— Я не знаю, как насчет причастности к этому американской звезды, но об «Оскаре» я подумала сразу, как только придумала эту историю. Когда еще не знала, кто у нас будет играть... Шучу, конечно. Я думаю, что кощунственно было бы придумывать такую историю в расчете на получение каких-либо призов: в ней отображаются мои общечеловеческие убеждения, моя позиция как женщины и как режиссера.
— Каким был процесс подготовки к съемкам фильма? Общались ли вы с жертвами трагедии, с участниками ликвидации аварии на ЧАЭС?
— Я побывала в реабилитационном Центре под Минском, где лечатся дети, больные лейкемией. При чем, 80% из них — это дети тех детей, которые пострадали в Чернобыльской катастрофе... Также общалась с работниками «Минэнергоатома», Министерства по чрезвычайным ситуациям... Мы «перерыли» огромное количество документальной литературы, съемок. Но, в принципе, мне не нужно много знаний на эту тему, потому что в фильме говорится о трагедии не напрямую. Конечно, мы показываем моменты Чернобыльской трагедии, страшные моменты пожара. Но основа нашего фильма — это камерная история взаимоотношений двух людей.
— То есть главное ударение — на эмоциях?
— Абсолютно верно. Эмоции — это и есть главное ощущение жизни.
— Где, кроме Украины, еще будут проходить съемки?
— Фильм будет сниматься в Украине и в Лос-Анджелесе (США).
— Когда можно будет ожидать появления этого фильма в прокате и в эфире «Интера»?
— Киношники очень суеверны. Поэтому вы правильно спросили: не когда закончатся съемки, а когда следует ожидать появления фильма. Мы надеемся, что окончательная версия фильма будет готова к концу декабря этого года, а его выход в телевизионный прокат зависит от решения наших партнеров.