Как только местные газеты снижают стандарт своих материалов: упускают важную информацию, беспочвенно хвалят одних и критикую других, переходят все этические границы — жители североамериканских городов переходят исключительно на студенческие медиа. Во многих городах США именно студенческие СМИ, выиграв в конкурентной борьбе со «взрослыми» изданиями, стали единственной городской газетой. В Украине же хоть и функционирует более 80-ти факультетов журналистики и коммуникации, но традиций сильной студенческой прессы мы лишены. Разговаривая с редакторами наших и заокеанских студенческих газет, «День» пробовал узнать, в чем залог успеха американских студенческих газет и чего не хватает украинским.
Хотя The Daily Californian — бесплатная студенческая газета, в том смысле, что работают в ней исключительно студенты Университета Калифорнии, это единственный источник печатных новостей для города Беркли, где расположен университет. У ее журналистов — стандартные проблемы. «Обидно, когда люди не хотят читать газеты. Вот возьмут, пролистают, фотографии посмотрят, и на последнею страницу переворачивают — судоку разгадывать, — говорит Эми Брукс, редактор рубрики «Городские новости» The Daily Californian. — Зато скандальные материалы всегда популярны — их читают и комментируют».
Газета живет за счет рекламы и минимальных зарплат у редакторов, а журналисты работают на волонтерских основах. Ежедневный тираж газеты довольно впечатляющий — десять тысяч экземпляров.
Влиятельность студенческих газет в США снизилась за последние пять-десять лет, говорит Джуди Пиазз, американский журналист, основатель сайта студенческой прессы. Даже при том, что большинство редакций придерживаются правил объективной, легкой и интересной журналистики, «проблема — в лени самих журналистов, — считает Пиазз. — Студентам просто лень выходить из своей «университетской коробочки» и готовить материалы на городском уровне. Другая проблема состоит в том, что университетские газеты часто просто плывут по течению политики и административных «верований» дирекции вуза. Потому о критичности говорить не приходится. Что касается украинской студенческой прессы, то подобных изданий у нас немало, хотя почти все они — заложники университетского финансирования, что часто отображается на их объективности».
«В 2003 году газету «Киевский политехник» удостоили диплома Всеукраинского конкурса «Золотое перо» как лучшее студенческое издание, — рассказывает Владимир Янковой, главный редактор газеты Национального технического университета КПИ «Киевский политехник», (тираж — 2000 экземпляров). — Газета профильная — исключительно для политехников, потому и распространяется бесплатно среди студентов соответственной специализации. Единственный источник финансирования издания — научная и хозяйственная деятельность университета».
В СЕТИ ПРОБЛЕМ МЕНЬШЕ
Заместитель директора Киево-Могилянской школы журналистики, преподаватель курса современной теории и практики периодической прессы Диана Дуцик считает, что студенческим газетам украинских вузов, чтобы стать популярными среди широкой общественности, не хватает денег и интересных материалов. «Кроме этого, проблема в том, что общество воспринимает студенческие медиа как несерьезные», — говорит Дуцик. На фоне того, что сегодня медиа все чаще воспринимаются как средство прежде всего развлечения, и только потом — информирования, именно студенты могли бы в развлекательной форме говорить о серьезном. Вопрос только в том, когда журналисты университетского разлива отойдут от внутренних университетских тем, шире взглянут на контекст студенческой жизни и — соответственно — на выбор тем».
В то же время университетская тематика также нуждается в освещении, но — качественном. «Мы много говорим об университетских темах, делаем расследования, — рассказывает Метью Айзен, исполнительный редактор газеты Йельского университета Yale Daily News. — И даже освещаем городские новости, но за рекламодателя конкурировать с двумя городскими изданиями нам не под силу». Всего над газетой работает около ста человек, из них — тридцать журналистов. «Сотрудников отбираем по результатам собеседования. Потому профессиональных рук и глаз для материалов хватает, но до недавних пор не хватало рекламы. Поэтому мы пошли в интернет, где аудитория значительно расширяется».
Выход в интернет — это переход на новый уровень и для украинских студенческих газет, считает Диана Дуцик. Аудитория, которая может читать издание, созданное студентами без лишней предвзятости, сосредоточена именно в интернете. «Это удобно для расширения круга читателей и дешевле для издателей», — говорит Дуцик.
Впрочем, если для газеты Йельского университета выход в интернет — это возможность получить больше читателей и, как результат, рекламы, то в Украине ситуация иная. К примеру, Иван Левковский, главный редактор студенческого издания «Неофіційка» Киевского университета имени Шевченко, которое уже больше семи лет работает исключительно в интернете, считает, что поскольку издание не имеет постоянного финансирования, то именно незатратность существования в интернете позволяет оставаться независимыми, не выпрашивая средства у администрации университета. «У нас в Украине так: или печатай что хочешь и сам ищи деньги, или печатай только то, что можно. Что касается нас, то мы хоть и критикуем политику университета, он оплачивает нам хостинг сайта». Газету читает в среднем 1000 человек в день. В большинстве своем это не преподаватели, а студенты.
ПРОБЛЕМЫ ОДНИ НА ВСЕХ
Хотя всемирный экономический кризис отступил, но свои отпечатки он оставил даже на студенческой прессе. Так, из-за оттока рекламодателей изданию The Daily Californian пришлось отказаться от печатной версии по средам, в этот день выходит только электронный вариант газеты. Yale Daily News пришлось отказаться от больших расследований, которые требуют значительных временных и денежных вложений. А киевская «Неофіційка» в рабочем порядке ищет спонсоров в лице независимых общественных организаций, которые готовы дать грант на печать нескольких выпусков.
Еще одна проблема — текучка кадров, из-за которой не хватает подготовленных сотрудников. Она актуальна и для украинских, и для американских студенческих газет. «На то, чтобы подготовить квалифицированного журналиста, члена команды, уходит несколько лет. Но за это время студент выпускается и покидает редакцию. Нам опять приходится искать ему замену. Это постоянный процесс», — говорит Левковский.
В отличие от Украины, в США на качество студенческой прессы работает конкуренция. Причем не только среди университетских СМИ, в некоторых случаях даже с местными изданиями. «Безусловно, конкуренция есть. Есть даже награда лучшим университетским газетам США. Но в то же время у нас дружеские отношения, ведь нам приходиться бороться с общими проблемами», — говорит редактор The Daily Californian.
Кстати, в Украине тоже есть свой конкурс университетских газет, но редакторы сознаются, что это не самая сильная мотивация к работе, скорее — приятное дополнение. Ну а стимулирует их к работе не администрация вуза, не преференции и не конкурсы, а просто желание работать и осознание причастности к полезному делу.
КСТАТИ
Лучшие юнкоры — в Виннице
В этом году за победу в 20 номинациях Национального конкурса школьных газет боролись 2 500 газет, теле-, фото- и радиорепортажей авторства юнкоров со всей Украины. Победу одержали 26 редакций газет и авторов школьных материалов из 15 областей Украины, сообщил «Дню» оргкомитет конкурса.
Среди нынешних номинаций: лучшая школьная газета, лучшая печатная газета, лучшая газета по содержанию, лучшей автор школьной печати, лучшая электронная газета, самая оригинальная газета, лучшей материал на тему евроинтеграции Украины, школьная пресса об украинской рок-музыке и др.
После двух лет лидерства газеты «Вітамін-44» из Днепродзержинска, главную победу одержала в борьбе Винницкая средняя общеобразовательная школа I-II ступеней — лицей №7 с газетой «Дзеркало ліцею».
— Победа в этом году газеты «Дзеркало ліцею» еще раз доказала, что в школьной журналистике, как и во «взрослой», нельзя расслабляться, поскольку твое место лидера сразу займут другие, — цитирует пресс-релиз слова Глеба ГОЛОВЧЕНКО, президента Национального конкурса школьных газет. — Количество и качество школьных медиа, среди которых газеты, теле-, радио- и фоторепортажи, которые в этом году приняли участие в Конкурсе, ярко отражают тенденцию развития медиа в Украине. И, уже сегодня, можно с уверенностью сказать, что школьные медиа развиваются значительно интенсивнее, чем медиа «взрослые». А материалы юнкоров часто больше отвечают профессиональным стандартам — объективность и непредубежденность, и требованиям их читателей, зрителей, слушателей, чем «взрослые» украинские медиа.
Традиционно опытные журналисты провели для юнкоров ряд мастер-классов о том, как использовать современную организационную технику для создания школьного медиа, какой должна быть печатная газета, как находить новости для школьной газеты и как делать школьную прессу объективной и беспристрастной и интересной для ровесников, как делать журналистские расследования. Среди спикеров были автор и ведущий программы «Знак Оклику» на канале ТВи Артем Шевченко, секретарь Национального союза журналистов Украины, президент Ассоциации молодежной прессы Украины, директор Колледжа прессы и телевидения Глеб Головченко, секретарь Национального союза журналистов Украины Валерий Горобец.
Среди тех, кто ежегодно поддерживает Национальный конкурс — газета «День». Специальные призы от «Дня» — издание из библиотеки газеты «Украина Incognita» — в этот раз попали в руки трех победителей в номинации «Лучший автор школьной печати» из Николаева, Полтавской области и АР Крым.
Напомним, что ежегодно в Национальном конкурсе школьных газет принимают участие стенные, печатные, электронные школьные, классные газеты, а также газеты профессионально-технических училищ тысяч юнкоров со всей Украины. Это самое большое событие школьной печати в Украине. Организаторами Национального конкурса школьных газет являются Национальный союз журналистов Украины, Национальная академия педагогических наук Украины, Ассоциация молодежной прессы Украины и Колледж прессы и телевидения (г. Николаев).