Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Из всех искусств для нас вреднейшим является ТВ!

11 октября, 2002 - 00:00


Десяток лет тому назад, когда начали хоронить «важнейшее из искусств», когда рушились прославленные в мире наши киностудии, замечательные школы научного и документального кино, — власть предержащих предупреждали: губите мораль народа, его просвещение и искусство. Будущее. Начальство успокаивало: потерпите, вот поднимем экономику — тогда и вам поможем, и воспрянут экранные искусства.

Прошло десять лет. Как с ростом экономики — мы знаем. В тех же руинах экранные искусства. Однако пышным цветом расцвело новое и многоканальное ТВ. Оно поняло вынужденное веление времени...

«СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ — ЕСТЬ БЛИЗОСТЬ К НАРОДУ»

(Из призывов больших и малых каналов к годовщине интерактивного ТВ)

«Да здравствует наш народ — активный (пассивный) строитель... и наш телезритель!»

«Чутко держите руку на пульсе жизни народа! Повсеместно внедряйте пипл-метры в гущу народных масс!.. Клиент всегда прав!.. Кто заказывает музыку?!.. Пламенный привет пиплу, который схавает!..»

«Да здравствует передовой отряд наших дорогих одноклеточных!.. Побольше музыки — поменьше рассуждений!.. Слава нашим трудящимся и пенсионерам — активным зрителям наших эротических, бандитских, скандальных, виртуальных, банальных и других интерактивных программ!..»

«Пламенный привет участникам сплошной вестернизации страны!»

...Теперь без капли иронии воздадим должное тем, кто в наших условиях не растерялся и сотворил новые самостоятельные каналы, поплыл по ним вперед на современном техническом и профессиональном уровне, неся в массы свободу информации и зрелищ! Наконец-то!

Как человек не посторонний и знающий лидеров коммерческого ТВ, отмечаю их поистине титанический и нервный труд — ибо нет ничего вреднее для ума и здоровья, чем работа на ТВ: это каждодневное подбрасывание снопов в его всепожирающую молотилку, доставание денег, привлечение спонсоров.

КОМУ ГРОЗИТ ОПАСНОСТЬ?

Но для кого же может быть опасным особо это «вреднейшее из искусств»? Оказалось — для телезрителей. Точнее — для народа. Фактически — для народных масс. Кощунство говорю. Но разберемся...

Неколебимо, рядом с формулой «товар — деньги — товар», стоит железная формула — «программа — рейтинг — реклама». Чем больше рекламы, чем больше зрителей смотрит передачи, любимые народными массами, — тем жизнеспособнее канал. Замечательно и демократично. А также взаимовыгодно народу и телевизионщикам.

Однако в последние годы я с удивлением стал обнаруживать некоторые странные свойства нашего народа (а другого народа у нас нет) по части положительного восприятия весьма сомнительных в моральном и профессиональном плане передач или телепродуктов «с дурным запахом».

«Народ всегда прав». Тогда почему же он сначала ругает начальников, а потом привычно их выдвигает, выбирает из года в год в народные депутаты и еще большие начальники? Почему он столько терпит эту ужасающую жизнь на своей благодатной земле и согласен с тем, что «не так уж плохо в нашем доме»? Почему с любопытством, но без негодования наблюдает народ за сценами убийств, насилия, калечения тел и душ, блевотину бандюг и их шикарную жизнь, которой новое поколение уже давно хочет подражать? Плюс якобы юмор, якобы сострадание, беспрерывное рычание озлобления или успокаивающая мыльная патока.

Исследователи и борцы за рейтинг отвечают: а это свободный рынок, это настоящая демократия, это свобода выбора. Хочется тихонько спросить: а может, наряду с демократией, у нас больше равнодушия (к человеку) и озлобленности (против оного)?

Значит, рейтинговое ТВ не виновато, так же, как и кони. Телезритель все равно будет выбирать то, что ему нравится. Задача канала в том, чтобы широкие массы выбирали наши программы. Ради этого — пойдем на все (может быть, с прослойками приличных программ для меньшинства)!

И крепнет волна нерейтинговых (а потому ненужных) областей на коммерческих телеэкранах: музыка серьезная и народная, опера и балет, украинский язык и джаз, детские программы и научно-популярные жанры, легкая и тяжелая атлетика, поэзия и, не дай Бог, философия...

А КАК У ЛЮДЕЙ?.. И КОНЕЙ?..

Я писал об этом цикле «Почему у нас нет таких своих...» Я ставил в пример программы старого и разгромленного НТВ. Приводил в пример программы одновременно и популярные, и высокохудожественные: «В нашу гавань заходили корабли», «Итого» с остроумнейшим по форме и содержанию Шендеровичем. Приводил в пример мастерство наилучшего интервьюера мира Ларри Кинга. Старался объяснить, почему «Что? Где? Когда?» — новаторская по форме и уму программа.

И что? Пришли к убогим миллионерским телевикторинам. Явился Отар со своей нецензурщиной и «Большим... кушем». Все эти «Окна» и «Гаремы» демонстрируют на дальних курортах примитивные страсти и убогих людей. На уровне «крестиков-ноликов» на золотом песочке. «Так это же игра!» — восклицают последователи — продюсеры критического, социалистического и реал-ТВ реализма в тропиках.

На что я замахнулся? На политику г-на Рейтинга и единственного пути существования и развития!?. Так во всем мире! Это неправда.

В том мире, конечно, есть программы и неприличнее наших. И там работают и имидж, и рейтинг. Но существует спонсирование и высоколобых каналов и программ: по истории, просвещению, спорту, географии, научно-популярные — типа роскошного «Дискавери», духовные, по искусству — франко-немецкое «Арте». Находятся средства и на благородное ТВ, а не только на масс-культуру. И у богачей. И у государства.

ПОДАЙТЕ НА ВЫЖИВАНИЕ

Знаете ли вы, что во всех цивилизованных странах (даже в России) правительства специально финансируют и поддерживают детские и просветительские программы? Для блага будущих поколений. Кроме нас. Наш многострадальный государственный канал «Культура» работает практически без финансирования. Уже многие месяцы ему и всем областным телеорганизациям не выделяют средств даже на зарплату и гонорар за сделанную и показанную продукцию. Постоянство нищеты, духа и умения.

На коммерческих каналах детские, просветительские, духовные, интеллектуальные программы нерейтинговы. Фронт воспитания дебильного общества смыкается. Вы еще спрашиваете: почему из всех искусств вреднейшим является ТВ?

Что получается? Делается телебизнес, т.е. зарабатываются деньги. На здоровье! Ваше.

Но тогда дайте на экранах бегущей строкой предупреждение соответствующего министерства: «Просмотр наших передач вреден для духовного здоровья нации».

Но, может быть, на сравнительно богатом рейтинговом ТВ с его техникой и мастерами рождаются новые формы искусства, расцветает новаторство? Увы, по мере возрастания пошлости (почти забытое понятие, которое перестало быть ругательным), экран и в России, и у нас особенно (призы на фестивалях будут всегда, по мере работы фестивалей) профессионально деградирует. Вместо новаторства формы и содержания — интерактивные «новые форматы», где нет ни формы, ни вразумительного содержания. Много ли у нас ярких и профессиональных звезд вспыхнуло за последние годы? Где классные репортажи, глубокая аналитика, остроумные шоу, настоящая режиссура и сценарные замыслы? Приучить к «жидкому мылу» шоу-бизнеса — можно. Если только отлучить зрителя от Феллини и Пиаф, Л. Костенко и В. Познера, украинской песни.

— Нечего нас учить или воспитывать зрителя, — говорят коммерческие телевизионщики. — Надо идти ему навстречу!.. Если он сам захочет послушать Бетховена или ученого человека, увидеть М. Приймаченко или авангардистский джаз — тогда и мы с радостью откликнемся. Народ сам выбирает.

Порывшись в памяти, с трудом нашел там одну цитату из Вольтера: «Сокрушим бесчестие!...» Извините за экстрим...

Юрий ИВАНОВ, автор и режиссер
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ