На протяжении двух последних лет украинское телевидение претерпело ряд кардинальных, но вполне ожидаемых изменений. Благодаря приходу новых собственников, исчезновению пресловутых «темников» и заметному обострению конкурентной борьбы украинские каналы начинают приближаться к стандартам качественного телевизионного вещания, существующим в развитых странах мира. В то же время локальные достижения последних лет нивелируются рядом нерешенных проблем, главная из которых — катастрофический недостаток профессиональных кадров. По утверждению экспертов, отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов (как творческих, так и технических профессий) грозит отечественному телерынку деградацией до уровня своеобразного телевизионного средневековья. С одной стороны, в сложившейся ситуации виновата система образования. Даже сами руководители профильных учебных заведений признают, что учебный процесс в Украине больше ориентирован на механическое получение определенной суммы знаний, а не на раскрытие творческого потенциала учащихся. Это отрицательно сказывается на познавательной деятельности и развитии личности, от чего в первую очередь страдают гуманитарные профессии. Что касается непосредственно телевидения, то во время обучения студенты пребывают на определенном удалении от редакционной жизни и съемочных площадок. Их скорее заставляют заниматься научными исследованиями, но не прививают понимания журналистики как производства. Зачастую после нескольких лет обучения выпускники по-прежнему не имеют практического и жизненного опыта, из- за чего полезность их работы неуклонно стремится к нулю. Для реформирования академического журналистского образования специалисты предлагают ужесточить правила приема абитуриентов и усилить практическую составляющую подготовки, переориентировав учебный процесс на первоочередное получение навыков (а не знаний). В то же время эффект от таких изменений может проявиться, в лучшем случае, лишь через несколько лет.
С другой стороны, виноватыми в недостатке профессиональных кадров оказываются, как ни странно, сами украинские телеканалы. В последние годы они, похоже, окончательно разуверились в выпускниках соответствующих учебных заведений и уже не рассчитывают на возможность приглашения хорошо подготовленных специалистов непосредственно «со студенческой скамьи». Взамен во многих случаях телеканалы сами выступают в роли образовательных институтов, приглашая людей со стороны и готовя кадры в соответствии с собственной редакционной политикой. Получается, что во многих случаях кадровая политика каналов базируется скорее на субъективизме редакторов или владельцев, из-за чего на отечественном телерынке процветает кумовство и формируется замкнутая журналистская номенклатура, когда сложившаяся группа специалистов не пускает в свой круг новичков. Как следствие, отсутствие рыночного спроса лишает «профильных» журналистов каких-либо стимулов для превращения в высококлассных специалистов, а количество сотрудников с базовым журналистским образованием на некоторых телеканалах не превышает 20—30%.
В результате таких диспропорций отечественное телевидение характеризуется сегодня своеобразным принципом «одной руки», когда профессионалы уровня Александра Роднянского, Виктора Приходько или Александра Ткаченко вынуждены собственноручно заниматься всеми стадиями производственного процесса и, кроме того, работают в условиях полного отсутствия конкуренции. Кроме того, кадровая колода, по сути, тасуется между несколькими центральными телеканалами. Еще совсем недавно главный редактор «Вікна. Новини» Алексей Мустафин, продюсер «ТСН» Владимир Карташков или новоизбранный депутат Андрей Шевченко, например, представляли совершенно другие телеканалы.
Найти быстрый выход для преодоления кадрового кризиса и усиления конкуренции среди сотрудников телеканалов пока не представляется возможным. Скорее всего, телеканалам придется выживать за счет уже имеющихся в их распоряжении кадров. В то же время, по мнению экспертов, для того чтобы преодолеть кадровый голод и вырваться за рамки обмена «шила на мыло» (приглашая очередных неэффективных журналистов взамен уволенных), центральные телевизионные каналы могут прибегнуть как минимум к одному принципиально новому источнику рабочей силы.
Такой источник профессиональных кадров — это телевизионные рынки развитых стран мира. Не секрет, что в конце девяностых произошло слияние ряда крупнейших телекоммуникационных корпораций, и в медиа-рынок были инвестированы крупные средства. Однако из-за усиления конкуренции за счет интерактивных услуг прибыли многих компаний заметно сократились. Это подтолкнуло владельцев ведущих мировых телеканалов к вполне ожидаемому уменьшению затрат — частично за счет качества и разнообразия предлагаемых телевизионных программ и услуг. В результате сокращение зарубежных корпунктов и частичный отказ от использования собственных журналистов, продюсеров, сценаристов и фоторепортеров привело к оттоку профессиональных кадров с и так перенасыщенного телерынка развитых стран мира. Поэтому приглашение зарубежных специалистов на работу в Украину сегодня уже не выглядит такой утопией, как это могло бы показаться еще несколько лет назад. Первые примеры — генеральный продюсер «Интера» Леонид Мазор (ранее работавший в США и России), директор по развитию канала «К1» Онно Зонневельд и некоторые другие.