Европейская журналистика и преподаватели социальных коммуникаций убеждены, что свобода может прийти в Украину, прежде всего, через свободные и профессиональные медиа. А для этого — нужно подготовить в нашей стране молодое поколение умных, принципиальных и требовательных журналистов. Собственно, ставка на молодое поколение журналистов, о чем сегодня активно дискутируют в Германии, перекликается с идеей того, чем уже 12 лет подряд занимается редакция «Дня», проводя бесплатные летние школы журналистики. Редакция учит молодых коллег не только профессиональным навыкам, но и воспитывает у них осмысленное виденье своей страны и гражданскую позицию. Чем, собственно, пополняет кадровый резерв и, надо сказать, повышает уровень внутренней конкуренции в коллективе. Зато координаторы идейно типичного с нашим европейского проекта за основу взяли работу не со студентами, а с их преподавателями. В частности, научные работники и журналисты из немецкого Университета Пассау, которые выступают координаторами программы TEMPUSIV «Кросс-медиа и качественная журналистика» (CUQ), в рамках которой с 3 по 5 октября этого года в городе Пассау проходила международная конференция «Свобода через медиа», стремятся обменяться опытом, научить наших научных работников европейским стандартам преподавания медиа в университетах.
Участниками этого проекта стали ученые из университетов пяти стран — Украины, Молдовы, Румынии, Австрии и Германии. Итак, немцы, австрийцы и румыны помогают коллегам из Украины и Молдовы использовать технологии европейского высшего образования в сфере социальных коммуникаций, в частности уже разработана общая учебная программа и обеспечены наши вузы современным медиаоборудованием. А собственно конференция «Свобода через медиа» стала поводом для того, чтобы подытожить определенные результаты сотрудничества и обсудить актуальные проблемы в мире медиа, в частности информационные войны.
«Мы действительно убеждены, что свобода может прийти через медиа. Поэтому основная цель проекта — поднятие уровня журналистского образования, ведь Молдова и Украина заявили о цели вступления в ЕС. У нас есть три основных направления работы. Прежде всего, это разработка общего учебного плана для всех студентов сотрудничающих с нами вузов. То есть наш университет Пассау сделал научные предложения, как мы это можем представить, а университеты-партнеры — модифицировали и осовременили программу согласно их виденью и законодательству, — рассказывает один из руководителей проекта, заведующий кафедрой науки о коммуникации Университета Пассау Ральф Хольфальд. — Для достижения этой цели, чтобы со временем иметь возможность научить журналистов, служит следующая часть проекта — «научи учителя». То есть, чтобы иметь на выходе из университетов хороших журналистов, мы хотим научить, прежде всего, их преподавателей. Третья часть — финансовая поддержка. За счет средств ЕС мы устанавливаем в университетах-партнерах специальную технику для работы молодым журналистам, которые не имеют опыта. Так, в частности украинские университеты получили оборудование для создания малых редакций, собственно своих ньюз-румов (компьютеры-макинтоши, программное обеспечение к ним, IPad, видеокамеры, фотоаппараты, диктофоны, микрофоны и др.). Это получили все университеты, кроме Симферопольского. С нами, кстати, в проекте работают Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Одесский национальный университет им. И. Мечникова, Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича, Тернопольский национальный педагогический университет им. В. Гнатюка, Сумской государственный университет и до недавнего времени Таврический национальный университет им. В. Вернадского. Впрочем, дорогое оборудование теперь не будем отправлять в Крым, ведь суть проекта — способствовать через медиа развитию демократии и гражданского общества в Украине. А аннексирование Россией полуострова свидетельствует как раз о других настроениях так называемого тамошнего руководства».
Партнером этого международного проекта выступает и газета «День», на что обратил внимание Ральф Хольфальд, отметив, что является давним поклонником и читателем нашего издания. В рамках конференции «Свобода через медиа» автор этих строк представил ученым и журналистам из разных стран главные наработки нашей газеты, в частности — Библиотеку «Дня», последняя новинка которой «Украина Incognita. ТОП-25» (на английском языке) заинтересовала немецких и австрийских медийщиков, которые откровенно признались, что недостаточно знают историю Украины и в целом ментальность наших людей. И именно такие издания способствуют лучшему пониманию нашей страны иностранцами.
Впрочем, несмотря на позитивные впечатления от конференции, в частности произнесение на секционных заседаниях актуальных докладов относительно ситуации со свободой медиа в Украине и Молдове, очерчивание роли и значения качественной прессы для наших стран, участие в мероприятии оставило определенный неприятный шлейф эмоций от прямолинейности виденья иностранцами современных проблем в Украине и роли СМИ в их решении. В частности, немецкие журналисты допытывались у украинских коллег, почему они не дают слово «другой стороне» конфликта? То есть, террористам... А главный редактор Баварского телерадиовещания Зигмунд Готтлиб и вообще отметил, что украинские медиа занимаются такой же пропагандой, как и российские, приведя известное высказывание о том, что на войне правда умирает первой. Конкретных примеров тотальной пропаганды в наших медиа он, разумеется, не назвал. Зато отметил, что кто не занимается пропагандой, все равно имеет «патриотические ножницы» в голове и замалчивает важные факты о конфликте. Говорить о стандартах в журналистике, когда в твоей стране нет войны, легко. А практики спрашивать у убийцы, зачем ты в меня выстрелил — нет ни в одной нормальной стране, в том числе в Германии.
«В НЕМЕЦКИХ МЕДИА ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ «ПУТИНСКОЙ ЧУМЫ»»
Не нарушают ли сами немецкие журналисты принятые европейские медиа-стандарты, сообщая о ситуации в Украине, не углубляясь в суть проблемы? Или, придерживаясь своих «стандартов», они не оперируют мифами и стереотипами, навязанными им в результате информационных спецопераций? Не пребывают ли они в плену российской пропаганды? Об этом во время конференции «День» беседовал с заведующим кафедрой науки о коммуникации Университета Пассау, журналистом Ральфом ХОЛЬФАЛЬДОМ.
— Как немецкие медиа оценивают ситуацию в Украине? Почему в ваших СМИ часто неоднозначные оценки?
— В немецких медиа и в целом в обществе продолжается дискуссия, я бы даже сказал — горячее обсуждение того, как правильно освещать события в Украине. Так называемые мейнсрим-медиа пишут с точки зрения поддержки Майдана. Они долгое время исключительно критично оценивали действия Владимира Путина и безапелляционно защищали Украину. Это их позиция, это позиция молодого поколения наших журналистов. Сегодня эти медиа обвиняют в том, что они слишком поддерживают Майдан, показывают в основном только ваших проевропейских политиков, тогда как немецкое понимание качественной журналистики, так сказать «золотое правило» — не делать односторонние сообщения. Но другая проблема немецких медиа — старшее поколение журналистов. Есть много корреспондентов, которым за 50-60 лет, они пользуются авторитетом в обществе, и они... в свое время работали при СССР. Эти люди сейчас пытаются... пробудить у немцев «понимание» России. Часть корреспондентов старшего поколения обвиняет коллег из новых медиа, что они слишком «срослись» с позицией официального Киева. Впрочем, на самом деле часто одни и другие не знают контекст Украины. Что это ментально за страна? Почему у людей лопнуло терпение и они второй раз вышли на Майдан? Кое-кто, скажу откровенно, пишет поверхностно, не углубляясь в суть проблемы. Они не знают исторической основы. В известной степени это и потому, что долгое время немецкие медиа не имели корреспондентских пунктов в Киеве. Они писали об Украине, находясь в Москве. Сегодня ситуация меняется. Интерес к Украине — огромный. Крупные редакции, как, скажем, Frankfurter Allgemeine Zeitung активно отправляют журналистов в Украину. Эти медийщики берут комментарии у жертв террористов и обнародуют их. Это имеет большое влияние на наше общество. Хотя не скрываю, в медиа прослеживается тенденция «путинской чумы», то есть можно сказать, что растет количество тех, кто стремится понять или даже оправдать определенные действия Путина. И медиа в этом исполняют не последнюю роль.
— «Путинская чума» — это результат российского лобби в немецких медиа?
— Сегодня много говорят о российском лобби в немецких СМИ. Я бы не стал преувеличивать его влияние. Разумеется, есть исключения, которые прямо служат России. В частности, это я могу сказать о бывшем канцлере Германии Герхарде Шредере, который сегодня работает на Россию, и его оплачивает «Газпром». Он сейчас достаточно репрезентабельный в немецких медиа, но я вас уверяю — все его комментарии очень сильно критикуют. Прямого влияния России на немецкие медиа точно нет.
— А если говорить не о лобби, а о российской пропаганде в Германии. Какое ее влияние, в частности на журналистов?
— Да, немцы имеют доступ к пропагандистским российским медиа. Начиная с Майдана, я смотрю кабельное ТВ и там есть Russia Today. Как преподаватель лично использую их новости для примера студентам на лекциях. Это пример того, как нельзя делать... Я им говорю: можете сколько угодно учить математику, но новости на Russia Today вечером все равно докажут вам, что 2+2 равняется 5. Я это делаю, потому что хочу обратить их внимание на тотальную ложь и факты манипуляции. И хочу акцентировать внимание на том, что в кризисах, в войне одна пропаганда часто противостоит другой пропаганде... Поэтому я очень бы не хотел, чтобы Украина отвечала своей пропагандой. В противовес мощной государственной российской пропаганде, которая все перевирает об Украине, ваши медиа должны показывать реальное положение вещей. В Украине сегодня не так действует пропаганда в классическом понимании этого слова, как часто слепое доверие к правительству и президенту. Цитировать первоисточник, которым, например, является Яценюк — это хорошо, но даже во время войны и всеобщего объединения духа страны это не значит, что слова лидеров нужно слепо тиражировать и не проверять. Даже официальные заявления правительства не всегда могут отвечать действительности. Европейские качественные медиа четко выделяют, критикуют политический пиар Меркель и Обамы. У вас из того, о чем я могу судить, роль пропаганды исполняет политический пиар, за которым часто не видно причины и сути проблемы.
Журналист должен, прежде всего, исполнять свои профессиональные обязанности и не втягиваться в информационные войны. Даже сегодня, во время кризиса в Украине, нельзя писать только о потерях и событиях на передовой. Да, это сейчас главное, но крайне важно также не забывать о критике власти. Я уважаю некоторые украинские издания, критикующие не только врага — Россию, но и прежде всего пишущие критически о неправильных шагах своей новой власти, высказывающие свои замечания. Причем делают они это весьма профессионально, как, например, уважаемая мной газета «День». Для меня важной ссылкой в немецкой прессе является цитирование «Дня» как источника информации. Эта платформа, а также некоторые другие украинские сайты опираются на серьезные источники и пишут аргументировано. Я получаю хорошую картину о том, что происходит в Украине. Очень благодарен руководству вашей редакции за подарок — книгу «Украина Incognita. ТОП-25» Это очень хорошая книга и важная, прежде всего — для европейцев. Прекрасно, что мы издали ее на украинском, русском и английском языках. С вашей помощью я имею доступ к лучшему. И надеюсь, что такие издания помогут понять европейцам, почему в вашей новейшей истории произошли две революции.