В ночь с 25 на 26 октября в 00:30 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм украинского режиссера Светланы Ильинской «Яма».
Игровой полнометражный дебют Светланы Ильинской «Яма» был воплощен на Киевской киностудии Довженко не без определенного шведского участия. И это экранизация одноименной повести русского писателя Александра Куприна, который пять лет прожил в Украине, оставив после этого свои яркие впечатления на бумаге.
В основе сюжета «Ямы» — три месяца из жизни борделя, за которыми угадываются киевские приключения и наблюдения Куприна. А среди посетителей дома терпимости находятся представители разных слоев общества — от мелких воришек и убийц до педагогов и гимназистов. Один из клиентов, проникнувшись судьбой несчастной, берется спасти от бордельной жизни проститутку Любу...
Александр Куприн попал на украинские земли как русский военный в конце ХІХ века — сначала на Подолье, в Проскуров (ныне это город Хмельницкий), а потом, покинув армейскую службу, много путешествовал, меняя профессии, образ жизни и окружение. Таким образом набираясь впечатлений для творчества.
За время своего пятилетнего пребывания в Украине Куприн много печатался в местной прессе. В частности, примечательным стал его цикл очерков «Киевские типы», который был собран из соответствующих публикаций в киевских газетах.
Собственно, эти самые «киевские типы» и составляют палитру персонажей «Ямы», написанной Куприным несколько позже, уже вне Киева и Украины, но, очевидно, на киевском материале, на воспоминаниях о подольской улице Ямской, которая с 1885 года два десятилетия легально служила «кварталом красных фонарей».
Интересно, что в поисках достоверной городской натуры конца ХІХ века авторы экранизации «Ямы» не ограничились Киевом образца 1990 года, часть локаций — это Вильнюс, столица Литвы.
Что касается того, насколько сценаристы — Андрей Курков и сама режиссер Светлана Ильинская — в экранизации купринской «Ямы» придерживались литературной первоосновы, то следует ометить — не очень. Но в этом нет никакого криминала. В конце концов, они сосредоточились на атмосфере рассказа, пытались передать дух времени. Для этого изымали целые сюжетные линии или добавляли новые отдельные сцены. Поэтому экранизация подверглась сильной критике. Впрочем, как и сама повесть Куприна в начале ХХ века, когда вышла в свет. Собственно, за слишком натуралистическое, откровенное, как для того времени, описание публично умалчиваемого, описание жизни в доме терпимости.
В конце концов, Светлана Ильинская в свое время заметила — она ставила перед собой задачу предать экранной «Яме», в противовес мелодраматической литературной основе, гротекно-фарсовую тональность.
В развитие темы, в программе будет демонстрироваться специальный сюжет, в котором пойдет речь о борделе как модели мира в кинематографе.