Руководитель НАТО Енс Столтенберг во вторник очередной раз подчеркнул: «НАТО не борется с пропагандой, прибегая ответной к пропаганде. Мы понимаем, что в перспективе правда возьмет верх. Наилучшим ответом на пропаганду являются факты, правда и открытые демократические дискуссии».
Такой же является официальная позиция всех западных институций. Теория, на которой базируется такая тактика противодействия пропагандистским нападениям России, утверждает: пропаганда = ложь, потому, если нужно преодолеть это явление, просто узнавай и распространяй правду.
Опровержение фейков, предоставление своевременной информации относительно текущих событий в России и мире, независимые и объективные средства массовой информации — это те лекарства, которые Запад употребляет сам и рекомендует употреблять другим для преодоления негативного влияния российского пропагандистского продукта.
«Открытая, разнообразная и динамическая медиа-среда, которая хорошо функционирует, может эффективно нейтрализовать влияние пропаганды», — указывает ОБСЕ в своем программном документе «Памятная записка «Пропаганда и свобода массовой информации» от 2105 года. То есть правда и честные и свободные СМИ должны эффективно защитить весь континент, включительно с Украиной, от российских пропагандистских нападений.
Такая формула победы привлекательна с точки зрения паблисити международных деятелей и институций и понятна и вроде бы легкая в выполнении: транслируй себе правдивую информацию о происходящих событиях, опровергай фейки, и все само собой решится.
Но на самом деле основой эффективной пропаганды являются вполне правдивые факты и утверждения, а искусство пропаганды состоит в умении манипулирования правдой.
«Триумф воли» Лени Рифеншталь — это документальный фильм. В ленте — только кадры реального события: съезда НСДАП 1934 года в Нюрнберге и подготовки к его проведению.
«Встраивать в документальный фильм игровое действо было бы явной безвкусицей. Я не могла найти другого решения, как только фиксировать документальные события из разных точек, — вспоминает Рифеншталь в своих мемуарах. — Оказывается, у меня все-таки есть способности к съемкам документальных фильмов. Я почувствовала привлекательность процесса создания ленты на основе реальных событий, не приукрашивая их».
«Триумф воли» получил Национальную премию по кинематографии в Германии. На Международном кинофестивале в Венеции в 1935 г. он отмечен наградой как «лучший иностранный документальный фильм». На Всемирной выставке в Париже в 1937 г. лента получила золотую медаль (Гран-при).
Вот что пишет Лени Рифеншталь о премьере «Триумфа воли» в столице Франции: «Публика безумствовала. Французы подняли меня на плечи, обнимали и целовали, даже в порыве чувств разорвали на мне платье. Я была как громом поражена. Такого успеха фильм не имел ни в Берлине, ни в любом другом городе Германии.
На следующий день «Триумф воли» получил золотую медаль. Вручал ее мне премьер-министр Франции Эдуар Даладье. Ею награждался фильм документальный, но отнюдь не пропагандистский. Иначе какой бы интерес чувствовали к этой ленте руководство Всемирной выставки и французский премьер-министр?»
Сегодня «Триумф воли» воспринимается как пропаганда нацизма, как квинтэссенция всей идеологии Третьего рейха. Его историческое значение и влияние на всю последующую технологию съемок кино безнадежно похоронены под его нацистским содержанием.
Но ведь чисто формально это документальный фильм. Его пропагандистская начинка была обеспечена не за счет лжи, а именно благодаря реальности, которую смогли подать таким образом, что результатом стало сильнейшее пропагандистское влияние в истории. Реальность Лени Рифеншталь лишь была снята под выгодным углом и прошла пост-обработку для расстановки нужных визуальных акцентов, эффект от которых был усилен специально подобранным музыкальным сопровождением.
Какими опровержениями можно отрицать полученные в результате просмотра «Триумфа воли» впечатления? Какой правдой можно «перебить» его пропагандистское влияние? Какими факт-чеками можно преодолеть навеянные этим фильмом чувства? Понятно, что для противостояния пропаганде такого уровня нужны совсем другие методы и средства.
После войны Лени Рифеншталь предстала перед судом. Ей предоставили статус «сопутствующая» фашистскому режиму и фактически запретили работать по профессии. В Германии «Триумф воли» до сих пор (!) запрещен. Его просматривают только в специальном формате с комментарием ученого.
На российских сайтах, где можно свободно посмотреть онлайн или скачать «Триумф воли», фильм подается как «один из самых выдающихся шедевров документалистики за всю историю кинематографа» и «выдающийся документальный фильм — самый популярный пропагандистский фильм в истории».
Лени Рифеншталь своим произведением однозначно ответила на вопрос, что такое пропаганда — правда или ложь. «Триумф воли» наглядно демонстрирует, что самая эффективная пропаганда — это не ложь, а манипулирование правдой.
Полуправда, смещение акцентов, лишение контекста, придание заблаговременно определенной эмоциональной окраски информационным сообщениям — все это и многое другое, было, есть и будет в арсенале пропагандистов. А развитие телевидения и интернета создало условия для быстрого продуцирования и распространения созданного с пропагандистской целью контента. Именно это делают российские медиа, изо дня в день монтируя множество микро-«триумфов воли» в якобы документальные выпуски новостей якобы свободных СМИ.
Противодействовать таким технологиям манипулирования сознанием простым информированием, опровержениями, повышением компетенции аудитории и дискуссиями очень сложно, точнее сказать — невозможно. Это другой уровень восприятия, другие механизмы влияния.
Наверное, все это знают на Западе. Но, видимо, пока не видят реальной угрозы себе от России и рассчитывают «отбиться» незначительными, поверхностными и точечными усилиями.
Нельзя же поверить в то, что в НАТО и ОБСЕ не знают, что такое гибридная война и к чему может привести раскручивание маховика агрессивной враждебной пропаганды в масштабах Европы в сочетании с военной агрессией против соседних государств.