Месяц назад накануне Дня независимости Петр Порошенко подписал указ, согласно которому орденом Свободы был посмертно награжден тележурналист из Донецкой области Игорь Александров. 15-летняя борьба за надлежащее увековечение памяти журналиста на официальном уровне закончилась успехом (подробнее — в вып. №86-87 (2016) «15 лет безнаказанности»). Его называют «Гонгадзе №2», но отечественные СМИ, несмотря на поразительную дерзость этого убийства, которое произошло в 2001 году, не пожелали ставить «дело Александрова» на информационную «повестку» и разбираться в причинно-следственных связях. Параллели с делом Георгия Гонгадзе не случайны, ведь и в том, и в другом случае заказчики убийств так и не понесли наказания.
Напомним, Игорь Александров был руководителем телекомпании «ТОР» в Славянске Донецкой области и вел собственную программу «Без ретуши», в которой разоблачал коррупционные связи правоохранительных и уголовных структур Донбасса. Убийство произошло накануне выхода телепрограммы, в которой журналист собирался опубликовать фото сына, на тот момент прокурора Донецкой области Виктора Пшонки, в компании с руководителями одного из краматорских преступных группировок. На него напали в подъезде телекомпании и жестоко избили бейсбольными битами. После нападения, 7 июля 2001 года, он умер в больнице, не приходя в сознание.
«Борьба за увековечение памяти журналиста продолжалась долго, все 15 лет. Раньше больше хотелось этого — возможно, получилось бы заметнее, достойно. А сейчас вроде постфактум — «держите, чтобы успокоились». Но и это большая заслуга. Не хочется винить государство, но уверена, что есть люди, которые были заинтересованы в задержках процесса или даже игнорировании темы Александрова», — прокомментировала «Дню» вдова сразу после указа Президента.
Память об Александрове не должна закончиться вручением ордена Свободы, убеждены все опрошенные «Днем» близкие погибшего. В прошлом году его имя было увековечено в названии улицы и переулка в Славянке, неравнодушными журналистами высажена аллея памяти в городском парке. В октябре будут определены первые победителя Донецкого областного конкурса среди журналистов памяти Игоря Александрова, который облгосадминистрация планирует сделать ежегодным.
Имя тележурналиста из Словянска высечено золотыми буквами на Мемориале журналистов в вашингтонском Музее новостей. Как отреагировали журналисты и близкие на Орден Свободы, о каких тенденциях сегодня свидетельствует «дело Александрова» — «День» спросил экспертов.
«КУЧМА ОТДАЛ НА ОТКУП ДОНБАСС МЕСТНОМУ КРИМИНАЛИТЕТУ»
Иван КАПСАМУН, редактор отдела политики газеты «День»:
— Дерзкое и показательное убийство Александрова стало следствием безнаказанности в «деле Гонгадзе — Подольского». К сожалению, традиция физического уничтожения журналистов в независимой Украине тянется еще с 1990-х гг. Здесь можно вспомнить убийство известного и влиятельного журналиста в Одессе Юрия Деревянко в 1997 году. «Черным», конечно, стал 2000 год, когда сначала в июне похитили и избили общественного деятеля и журналиста Алексея Подольского, а затем в сентябре по идентичному сценарию похитили и убили Георгия Гонгадзе. Несмотря на наличие «пленок Мельниченко» и заявлений самого Подольского, который обвинил Леонида Кучму и Владимира Литвина в этих преступлениях, их виновники, особенно из высоких кабинетов, все равно чувствовали себя абсолютно безнаказанными. Это не могло не развязать руки убийцам Александрова. Тем более когда тот же Кучма фактически отдал на откуп регион Донбасса местному криминалитету.
И даже сегодня, когда прошло столько лет, несмотря на резонанс и огласку на весь мир «дела Гонгадзе — Подольского», точки в нем до сих пор нет. Это свидетельствует о том, что мы по-прежнему живем, условно говоря, в девяностых годах, когда во времена президентства Кучмы были созданы основные правила кланово-олигархической системы. Того, кто шел против этих правил, уничтожали. Жертвой этой системы стал и Александров. Хорошо, что нынешняя власть наконец обратила внимание и через 15 лет наградила журналиста посмертно Орденом Свободы, но хотелось бы, чтобы ее «забота» о памяти Александрова проявлялась в практической плоскости, ведь настоящие заказчики убийства до сих пор не названы и не наказаны. «Дело Александрова» — это еще один маркер, наряду с «делом Гонгадзе — Подольского», который проверяет всех «на вшивость» и пока держит нас в прошлом.
«ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В БЕЗОПАСНОСТИ РАНО»
Сергей ГАРМАШ, журналист, главный редактор «ОстроВ», занимался расследованием убийства Александрова:
— Долгие 15 лет власть избегала вопроса о награждении убитого журналиста, было противодействие. Можно вспомнить отказы Славянского городского совета назвать именем Александрова улицу, саботаж областных администраций. Причина в том, что многие должностные лица со времен Януковича оставались в своих креслах. Смысла ставить вопрос о присвоении звания Героя с юридической точки зрения уже нет, но наша задача — не дать забыть этого человека. Ведь многие, даже журналисты, уже не знают кто это. Хотя именно благодаря Александрову и Гонгадзе мы сейчас можем свободно работать.
«Дело Гонгадзе» — намного более нашумевшее по объективным причинам. Его имя стало политическим знаменем борьбы против кучмизма, ведь в деле замешаны высшие чины государства. Убийство Александрова было делом рук региональных царьков, поэтому ему уделили преступно мало внимания. Последствия мы увидели спустя десятилетие.
Остается много вопросов, и многие виновные еще не понесли ответственность. Стоит помнить о том, что заказчики убийства так и не были привлечены к ответственности — тот же Пшонка, бывший Генпрокурор, на тот момент — прокурор Донецкой области; Малышев — тогда — начальник донецкой милиции, многие правоохранители рангом меньше, которые исполняли заказ фальсификации дела. Хуже того, некоторые из них продолжают работать в правоохранительных или властных структурах. Например, подполковник Игорь Криволапов, ранее арестованный за фальсификацию материалов в отношении Вередюка (первоначально обвиняемый в убийстве Александрова. — Ред.), сейчас работает в ДонОГА. Пока такое состояние дел возможно, чувствовать себя в безопасности рано.
«МНОГИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ПРОИГНОРИРОВАЛИ ТЕМУ АЛЕКСАНДРОВА»
Николай ОМЕЛЬЧЕНКО, общественный деятель, инициатор присвоения звания Героя Украины:
— То, что награда очень запоздала — факт, причем позорный. Хотя после вручения я видел на глазах Людмилы Алексеевны (вдовы Александрова. — Ред.) слезы. Ждать ее 15 лет — это сверхбольшая усталость. Но то, что награду присвоили — большая заслуга нынешнего Президента. С того момента, как я выступил на траурном митинге с предложением присвоить Героя Украины, сменилось четыре президента. Конечно, Кучма после трагедии не мог дать это звание и признать убийство. Команда, которая была при власти, и команда, которая была убийцами, — тесно переплетенные организации, единая цепочка связей, идущая высоко вверх.
Президентом Ющенко управляла команда Табачника, Янукович и подавно не мог почтить память журналиста, убитого «своими». Но тотальная безнаказанность в стране остается, и она критично опасна. Как не были призваны к ответственности те, кто призывал к сепаратизму на Донбассе еще в далеком 2004 году, так и не наказывают виновных в громких убийствах.
Также должен сказать одну неприятную вещь о многих известных журналистах, к которым я обратился во время того, как в АП решался вопрос, какую награду дать Александрову. Я многим лично написал с просьбой поддержать звания Героя Украины, поднять эту тему. Никто из них не ответил и никто не поддержал. Более того, знаю, что некоторые возмущались, что их потревожили. Это очень печальная ситуация в нашей нынешней журналистской среде.
Если журналисты будут реагировать так, как и в ситуации с награждением Александрова, трагические убийства будут повторяться и дальше. Задачей медиа должна быть подача правдивой, важной информации, чтоб общество знало, а власти реагировали.