Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каков индекс свободы слова в отдельно взятом регионе?

15 декабря, 2000 - 00:00

В киевском офисе IREX ProMedia состоялась презентация книги «Все про медіа регіонів України». Потребность в подобной комплексной работе назрела уже давно, ведь появлявшиеся до сих пор разрозненные публикации по этому вопросу целостного представления о том, как обстоят дела у СМИ на местах, не давали. Теперь такая картина перед глазами имеется, и, соответственно, есть возможность сравнивать.

Этот труд, задуманный и реализованный общественной организацией «Центр «Суспільство» при поддержке Международного Фонда «Відродження», по словам его инициаторов, — лишь начало глобального исследования в рамках проекта «Общественная экспертиза. Свобода слова». Более полные его результаты можно будет найти на сайте фонда (www.suspilstvo.com.ua).

В книге подробно описан медиарынок каждого из регионов Украины по состоянию на осень 2000 года (общая характеристика ситуации в области, структура рынка СМИ и его основные черты, группы влияния, отношения прессы с местной властью и т.д.). Кроме того, рассматриваются основные тенденции развития украинских СМИ в целом, представлены — в картографической форме — некоторые показатели медиапространства Украины (например, такие, как доля газет социально-политической направленности в том или ином регионе, доля рекламных и партийных изданий, количество теле- и радиоорганизаций, индекс объективности СМИ с точки зрения населения и, наконец, индекс свободы слова, который, по данным исследования, даже в самых благополучных в этом отношении регионах колеблется в пределах 3—3,2 баллов по пятибалльной шкале). Проведен также сравнительный анализ информационного законодательства Украины и России.

Корреспондент «Дня» обратился с вопросом, на какую оценку ситуации с медиа в Украине наталкивает исследование и какие тенденции в развитии украинских СМИ можно прогнозировать, исходя из данной оценки, к председателю Фонда «Центр «Суспільство» Артему ПЕТРЕНКО:

— Здесь очень много разных аспектов, но если говорить о свободе прессы, то ее общий уровень достаточно низкий. По отношению к региональным СМИ имеется в виду, прежде всего, свобода от местных органов власти (в основном, во всех регионах доминирующими являются губернаторские команды). Если же говорить о количественных характеристиках, то с этой точки зрения все неплохо — медиа есть, их много (где-то больше, где-то меньше, но общее количество необычайно велико). Однако качество очень часто оставляет желать лучшего, и далеко не всегда достаточное количество средств у СМИ говорит о том, что газета популярна и интересна. В частности, в стране по-прежнему очень много государственных СМИ, руководители которых не заинтересованы в том, чтобы они были качественными, интересными. То есть медиа у нас — не товары. Вот с чего надо начинать — у нас нет рынка, о чем неоднократно говорилось.

Что же касается прогнозов, то, я думаю, можно сказать, что общее изменение экономической и политической ситуации (я имею в виду завершение процесса приватизации и структуризации — в первую очередь, финансово-промышленных политических групп) приведет к тому, что медиа-рынок будет меняться естественным образом. То есть переход к более прозрачным и цивилизованным правилам игры в экономике очевиден и неизбежен (это доказали на своем примере все страны, которые проходили через такую же или похожую ситуацию). Структуризация экономическая и политическая обязательно приведет к тому, что медиа станут товаром и станут нормальным фактором влияния на общественное мнение. И политики будут думать о том, что они говорят, думать о том, что их политическая судьба зависит от избирателя, и, значит, они зависят от медиа, зависящих, в свою очередь, тоже от избирателя, который их покупает, голосуя тем самым за ту или иную газету своими деньгами или за тот или иной телеканал, когда он смотрит рекламу. Это очень медленный процесс, и наша задача — его ускорить.

Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ