Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Карнавализация коммуникаций

— новая угроза человечеству?
31 мая, 2019 - 12:40

National Media Talk, Национальный медиа-разговор, в этом году собрала десятки медиа-экспертов, журналистов и медиа-менеджеров, чтобы обсудить наиболее актуальные вызовы, с которыми сталкиваются отечественные средства массовой информации. Конференция проходила 23-24 мая в рамках «Медийной Программы в Украине» — проекта, который финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и внедряется международной организацией Internews в сотрудничестве с Независимой ассоциацией вещателей, ГО «Детектор медиа» и Институтом массовой информации.

Главным мотивирующим спикером National Media Talk-2019 была приглашенная лауреат Шевченковской премии Оксана Забужко. Выступление известной писательницы стало настоящим открытием абсолютно нового пласта проблемы современных массовых коммуникаций.

ВСПОМИНАЯ УМБЕРТО ЭКО

Забужко, в частности, рассказала слушателям об уже постоянных практиках внедрения «неототалитаризма с карнавальным лицом» или «синтеза Лубянки и Голливуда». Признаками новой реальности, по версии писательницы, являются карнавализация общественной жизни и внедрение маркетингового стиля управления массами.

Для иллюстрации первого тезиса Забужко ссылалась на статью 2001 года итальянского писателя и философа Умберто Эко «От игры к карнавалу».

18 лет назад Эко писал: «Одна из новых характеристик общества, в котором мы живем, — стопроцентная карнавализация жизни.

Не то чтобы работать начали как-то сильно меньше, не то чтобы много видов труда как-то уж совсем передоверили машинам (стимулирование досуга и друзей было священной заботой и при диктатуре, и при либерал-реформаторских правительствах). Дело в другом. Карнавализация в нашу эпоху охватила и всю сферу рабочего времени».

Итальянский писатель и философ вспоминает в своем тексте и о компьютерных игрушках в «компьютере клерка», о мобильных телефонах, которые должны были быть рабочими орудиями работников, «чья профессия требует немедленного реагирования», — а вместо этого 99% владельцев этих новейших средств связи используют их для игры.

Напомню — шел 2001 год, еще не было ни смартфонов, ни тотального проникновения социальных сетей.

Пишет Эко и о политике: «Карнавализовалась политика, к которой теперь постоянно применяется определение «политикозрелище». Все больше дискредитируется парламент. Все чаще политика вершится в телестудиях, подобно гладиаторскому бою. Чтобы укрепить реноме премьер-министра, его приглашают на телевстречу с Мисс Италией. Мисс Италия же приходит не в одежде нормальной женщины (хотя говорят, что она вполне нормальная девушка, и даже довольно сообразительная, по впечатлению достаточно многих зрителей) — она приходит переодетой в Мисс Италию. Скоро ради повышения престижа премьер-министра мы будем требовать, чтобы его переодевали премьер-министром».

«Будучи по определению существами игрового плана, утратив какую-либо меру в играх, мы тонем в тотальной карнавализации», — констатирует писатель с явно критическими нотками в этих словах.

Забужко уверена: Эко говорит о растлении масс этим непрерывным карнавалом,  ставит диагноз нашей цивилизации, которая «утратила баланс между трудом и отдыхом», и «карнавал развлечений, забав, интертеймента, что в предыдущие эпохи было перерывом, теперь проникает во все области общественной жизни». Для писательницы этот факт — очевидная катастрофа.

МАНИПУЛЯЦИЯ VS ДИКТАТУРА

Второй тезис, артикулированный Забужко, — реальность «Лубянки с голливудским лицом», «маркетологические и спецлужбовские технологии психологической вербовки, манипуляции воображением индивида вместо физической диктатуры». «Теперь надежду Маркса на восстание трудящихся можно похоронить, потому что теперь пролетариат боится потерять свое любимое шоу, серию своего любимого реалити-шоу, он голосует за тех, кто обеспечивает ему шоу», — констатировала писательница, ссылаясь на мнение Эко.

Сам выдающийся итальянец (напомню, в 2001 году) писал об этом так: «На рабочий класс хищно спикировала карнавальная индустрия, превратив рабочего в среднестатистического потребителя. Рабочему сегодня есть что терять, кроме цепей. Сегодня — если бы произошла революция и отключили свет — рабочий мог бы лишиться очередного выпуска передачи «Большой брат». Поэтому рабочий обязательно будет голосовать за тех, кто свет ему не отключит и «Большого брата» ему покажет. Рабочий полностью согласен работать и приносить дополнительную стоимость тем, кто поставляет развлечения».

Поднятые Оксаной Забужко (вместе с Умберто Эко) темы — о карнавализации общественной жизни и о маркетинговых принципах управления массами — являются мегаактуальными для сегодняшней Украины (и не только). Но можно ли согласиться с негативно-апокалиптическими оценками этих трендов современной жизни?

О ПОЛЬЗЕ АТТРАКЦИОНОВ

Во время панельной дискуссии «Эпоха социальных сетей. Нужны ли украинцам традиционные источники информации» на National Media Talk Янина Соколова — ведущая программы «Рандеву» на 5 канале и авторского проекта «Вечер с Яниной Соколовой» на YouTube, поделилась своими секретами привлечения зрителей. Главное, говорила известная медийщица, — это аттракцион. Карнавал, другими словами. Именно поэтому в программе «Вечер с Яниной Соколовой», которая направлена на разоблачение фейков российской пропаганды об Украине и вообще имеет контпропагандистскую направленность, много абсолютно карнавальных высказываний и аттракционного видео. Задача автора проекта — зацепить чем-то свою аудиторию и заставить ее досмотреть программу до конца.

Теперь внимание — вопрос. Что плохого в яркой и интересной подаче информации?

В своем выступлении на той же панельной дискуссии я выразила мнение, что главное — это содержание, а не форма.

Привела личный пример: вместо толстой исторически книги я лучше посмотрю документальное кино о том же периоде времени. Во время чтения длинного нудного текста я, скорее всего, просто засну. А качественный фильм я буду смотреть с удовольствием и запомню все изложенные факты намного лучше.

Во время информационной перегрузки человек способен реагировать только на что-то яркое, привлекающее внимание, вызывающее эмоции. Катастрофы и «пандочки» в новостях — это как раз тот же карнавал, или аттракцион. Вот тебе страшно — а вот ты радуешься.

Реальная жизнь, наверное, сейчас действительно является менее скучной, чем лет 40 назад. Но есть ли смысл этому сопротивляться?

С философской точки зрения — если уже мы на Национальноа медиа-разговоре начали эту дискуссии именно в таком ключе — карнавализация жизни, смешивание работы и отдыха — это проявления постиндустриального, информационного общества, креативной экономики, в котором «рабочих Маркса» становится все меньше, а «офисов а-ля Google» — все больше. Да, массовые коммуникации уже никогда не будут такими, как прежде. Может, надо наконец просто привыкнуть к аттракционам и карнавалам?

ГУЛАГ ИЛИ ТОК-ШОУ?

Другая оценка главного спикера National Media Talk-2019 — о катастрофичности маркетинговых технологий управления обществом — еще более спорная.

Да, уже давно известно, что для того, чтобы руководить поведением человека, не обязательно оказывать на него репрессивное влияние. В современном цивилизованном мире силовое управление, «управление принуждением», уступает место «управлению совращением» — человека не принуждают силой и угрозами, «кнутом», делать то, чего он делать не хочет, а создают условия, при которых он сам захочет сделать то, что от него требуется («манят пряником»).

В Советском Союзе — и в УССР в том числе — переход от репрессивного к мотивировочно-позитивному управлению начался с середины 50-х. Тогда, во время «хрущевской оттепели», советское государство впервые задекларировало в качестве цели благополучие каждого конкретного человека и позволило ему заботиться о себе. Репрессии сохранялись, но уже не в таких масштабах и не такими методами.

Да, теперь вместо тотальных преследований граждан и отправления в лагеря путинская Россия применяет манипуляции и пропаганду, «маркетинг». Как об этом говорит Забужко, «маркетологические и спецлужбовские технологии психологической вербовки, манипуляции воображением индивида: «моя задача заставить тебя купить и слушать то, что я скажу, будь то женские прокладки, «Ферари», президент или что угодно еще». «При наличии такого манипулятивного ресурса физическую диктатуру XX века можно уже минимизировать», — констатирует писательница.

Но, думаю, немногие согласятся с мыслью, что пребывание в ГУЛАГе лучше просмотра манипулятивных ток-шоу по телевидению. Другой вопрос, что результат в итоге выходит где-то подобный, но не в методе управления массами дело — дело в целях, которые ставит перед собой руководитель.

Впрочем, этого — ответственности национальных лидеров и вопросов управления государствами — на National Media Talk мы уже не обсуждали.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ