Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Картинка на миллион долларов

8 августа, 2003 - 00:00

То, что обычный зритель называет хорошим фильмом или передачей, для специалиста распадается на несколько моментов. На конечный результат «телепродукта» влияет ряд важных факторов — от мастерства телеведущего, качества пленки, декораций, наличия массовки, уровня звука и т.д. до способа съемки. В отличие от других СМИ телевидение все больше начинает зависеть от технологий.

Оказывается, в этой области Украине есть чем похвастаться. Если камеры и пленку мы предпочитаем иностранные, то операторские краны, панорамные головки и другую сверхсложную технику для съемок многие кино- и телекомпании мира (включая Голливуд) арендуют у украинской фирмы «Фильмотехник». По признанию американских и европейских режиссеров, западные аналоги этой техники уступают по качеству. В создании украинской продукции участвуют также специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.

Компания «Фильмотехник» находится на киностудии им. А. Довженко, и начиналось все тоже на этой студии в 1974 г. с увлеченного изобретателя Анатолия Кокуша. Молодой инженер работал почти в подполье и спецтехнику создавал, договариваясь с режиссерами. Так, первый операторский кран был создан во время съемок фильма Тимофея Левчука «Если враг не сдается» под аккомпанемент «добрых» советов: «Этим же в мире никто не занимается. Ты что, считаешь себя самым умным?». Действительно, эта область высоких технологий стала развиваться относительно недавно и именно поэтому украинский изобретатель оказался впереди.

Главная составляющая операторского крана — это панорамная головка. Самая подвижная часть, куда крепится камера. От траектории и плавности движения «головы» крана и зависит качество изображения, «класс съемки». В разработке «флайт хэд» («головка» — по-английски) «Фильмотехника» принимают активное участие известные специалисты по авиационным и космическим технологиям. Каждый сезон добавляются очередные новинки, и их ждут на выставках в Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе, Лондоне. «Русская стрела» называют кран Кокуша в Америке и с удивлением узнают, что изобретен он в Украине. Сейчас в запасе у изобретателя около 20 технических новинок и он лидирует в мировой табели о рангах в этой области. Последнее ноу-хау — система «Сизор-кран» (кран-ножницы), позволяющая снимать очень плавно и очень быстро. Каждое изобретение патентуется в Украине, затем в России, а в течение полугода — в США и в ЕЭС. Первые американские патенты как дорогие реликвии висят у Анатолия Кокуша на стене — с этих бумаг началось завоевание Запада. Украинская фирма работает более шести лет на американском рынке (половина автомобильной рекламы в США снимается с ее участием).

Руководитель компании «Фильмотехник» счастливо сочетает в себе качества творческого человека и бизнесмена. Перед ним на рабочем столе лежат бланки договоров, а рядом — чертежи и спецификации. Другая составная часть успеха это то, что талантливого специалиста здесь пытаются заполучить к себе любой ценой. Среди работников компании — «технари» с золотыми руками, которых долго собирали по заводам, возвращали к профессиональной деятельности (иногда после торговли на базаре). Также вызывает большое уважение то, что «Фильмотехник» не уступает западным фирмам по степени заботы о людях.

Профессиональный подход обходится недешево, и в Украине его услуги не всегда может себе позволить даже такой канал, как «Интер», утверждает г-н Кокуш. А зря — качество музыкальных трансляций от этого только бы выиграло. «1+1» арендует эту высококлассную аппаратуру время от времени, например, для передачи «Самый умный». Зато фестиваль «Таврийские игры» использует эту технику «на полную катушку».

Украинскую технику уважают в Москве — с ее помощью там снимают большинство концептуальных проектов от инаугурации Путина и всевозможных концертов до сериала «Бригада». С компанией «Фильмотехник» работали такие известные мастера, как С. Михалков, Д. Евстигнеев, П. Тодоровский, Р.Балаян и многие другие. Такая аппаратура режиссерам просто необходима. Совершенные операторские системы открывают новые возможности съемок, необычные ракурсы и поражают воображение зрителя. Но вся слава — режиссерам, а не создателям «русской стрелы». Готовя новую информационную программу на Первом российском канале, за «живым» изображением обращаются в «Фильмотехник» — что новенького? И под особую траекторию движения операторских систем выстраивают стиль будущего изображения. Ведь современное телевидение — не только личное мастерство оператора, но и умная техника.

Фирма Кокуша участвовала в съемках более чем 60-ти фильмов, среди которых: «Мамай» О. Санина, «Богдан Хмельницкий» Н. Мащенко, «Восток—Запад» Р. Варнье, «Титаник» Д. Камерона. Этим летом с участием компании в Великобритании будет сниматься третья серия «Гарри Поттера».

Малое предприятие, не афиширующее себя в Украине, уже давно во многом определяет уровень развития рекламы, телевидения и киноиндустрии. Опять невольно сбиваюсь на восторженный стиль! Но так нечасто выпадает рассказывать об украинских высоких технологиях, которые покорили мир.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир ОСЕЛЕДЧИК, генеральный продюсер «1+1»:

— На самом деле, это действительно уникальная технология. Потому что кран с выдвижной стрелой до сих пор существовал только на пневмо- или электроприводах. Мы такие краны видели. Когда мы запускали «Самого умного», то были в Британии и в Германии на съемках этой программы. Там везде работали такие краны. И отличались они тем, что очень шумели: в процессе работы, когда они начинают выдвигаться, то создают вокруг себя большой шум. Но для нас-то не было удивительно, что у киевских коллег такая машинка есть. Мы ее на «Brainiest» («Самый умный») сразу взяли, и она у нас прекрасно работала. Самым занятным было наблюдать за английскими инженерами технической команды, которая приехала смотреть нашу первую запись. Вот у них глаза на лоб полезли сразу. Их сразу заинтересовало — как так кран, который двигают руками, сам, как гармошка, раскрывается и при этом достигает больших параметров вылета стрелы. Очень интересная конструкция. Для производства нашего шоу она была просто необходима. Мы продолжаем с ней работать и всегда довольны. Плюс — конечно, элемент национальной гордости в этом присутствует: утираем нос англичанам, в принципе, достаточно сведущим в телевизионных технологиях.

Катерина ДЯДЮН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ