Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киев хочет говорить и показывать

или Реинтеграция с помощью телевидения
10 января, 2020 - 13:17

15 февраля начнет вещание Государственный телеканал для временно оккупированных территорий, который Министерство культуры, молодежи и спорта создает на базе канала иновещания UATV. Новое развлекательно-информационное медиа будет иметь и новое название, но пока оно не разглашается.

Новоназначенное руководство вещателя рассказало о планах построения СМИ, которое сможет «достучаться» до наших сограждан на оккупированных территориях. Собираются работать без пропаганды, с помощью распространения правдивых и позитивных новостей об Украине. Верят, что все выйдет.

НАЧАТЬ ДИАЛОГ

Как сообщается, на первом этапе телеканал будет объединять украино— и русскоязычные развлекательные программы, сериалы и кинофильмы производства ведущих украинских медиагрупп и информационное вещание собственного производства. «Новый канал должен донести в своем эфире до людей, которые проживают на временно оккупированных территориях, правду о том, что происходит в Украине, и начать диалог с ними», — рассказал Анатолий Максимчук, первый заместитель министра в Министерстве культуры, молодежи и спорта. «Цель нового телеканала — вернуть в украинское информационное и культурное пространство тех наших сограждан, которые из-за войны уже шестой год лишены возможности смотреть украинское телевидение и получать объективную информацию о своей стране и на чье отношение к Украине влияют преимущественно российские телеканалы», — говорит Елена Трибушная — новоназначенный руководитель информационного вещания канала.

В интервью для «Детектор медиа» Елена рассказала, как МКМС и она лично видят деятельность нового СМИ. «Мы много говорили с (министром культуры молодежи и спорта) Владимиром Бородянским. Он верит, что, независимо от того, как ситуация будет развиваться дальше, с жителями оккупированных территорий нужно говорить.

...Он верит, что благодаря украинским смыслам и правде с украинской стороны реально вернуть сердца этих людей. Я тоже в это верю и ради этого буду работать», — уверяет она.

Подробности и собственно концепция канала будут презентованы позже, но уже сейчас руководство вещателя анонсирует полный отказ от пропагандистской деятельности. Как можно понять со слов руководителя информационного вещания, они будут делать ставку на «позитивное информирование», в любом случае не называя это ни пропагандой, ни, конечно, контрпропагандой. Потому что, как отметила Елена, «пропаганда в любой форме — это плохо». «Мы хотим рассказывать о позитивных изменениях, которые происходят в Украине, и мы хотим, чтобы жители оккупированных территорий захотели вернуться и жить в этой стране, а не в той, которую им изображают российские телеканалы», — вот как она описывает свое виденье работы вещателя.

Оценивать результативность работы канала МКМС собирается с помощью оценки общественного мнения. «Мы будем оценивать изменения во взглядах людей с оккупированных территорий. Хотим провести исследование. Мы уже делали это на прилегающих к оккупированным территориях. Думаю, что даже без опроса мы будем видеть изменения в настроениях в социальных сетях и «Ютубе», — считает Елена.

Что же может сделать новый канал результативным именно с точки зрения «коррекции» общественного мнения населения оккупированных территорий?

ВЫЙТИ В ЭФИР

Условие №1 — это техническое присутствие нового украинского канала в эфире — в широком смысле этого слова — ОРДЛО или Крыму.

Это утверждение даже не нуждается в комментариях — если жителям оккупированных территорий будет невозможно или сложно найти и посмотреть телеканал «из Украины» в хорошем качестве, это гарантирует нулевую результативность от деятельности вещателя.

Как известно, из-за захвата в 2014 году коммуникационной инфраструктуры — стратегических башен, оборудования, украинских частот — часть даже неоккупированной территории осталась без украинского телевидения. За четыре года, с 2015 по 2019 год, были установлены 4 новых передатчика в Донецкой, Луганской и Херсонской (возле Крыма) областях, что было в значительной мере символическим актом и не могло решить проблему.

Впрочем, в конце прошлого года в Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания анонсировали просто-таки скачок по расширению технических возможностей украинского телевизионного вещания на неподконтрольных Украине территориях — в рамках общего проекта с Агентством США по международному развитию (USAID) стартовала установка 11 новых цифровых передатчиков.

В начале ноября прошлого года министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский в эфире программы «Право на власть» на телеканале «1+1» пообещал, что телевизионный сигнал украинских каналов сможет в ближайшие три месяца охватить до 80% временно оккупированных территорий. Если верить этому анонсу, как раз к началу работы нового вещателя это расширенное покрытие должно уже полноценно функционировать. 15 февраля как раз будет повод это проверить.

ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Условие №2. Продукт, в том числе и информационный, нового вещателя должен быть интересным тем людям, которые постоянно живут в неподконтрольных Киеву районах Донбасса и на Крымском полуострове.

В принципе, любой медиапродукт для того, чтобы он как-то влиял на общественное мнение, должен быть достаточно популярным— это аксиома. Нет рейтинга — нет влияния. Но в случае с новым вещателем мы имеем большой вызов для украинских телевизионщиков — редакторам, репортерам и ведущим придется готовить новости и другие информационные программы, которые бы стали популярными у «другой стороны противостояния».

Трудно представить, как в Киеве можно будет сделать передачи, интересные нынешним жителям Донецка, Луганска, Симферополя, Севастополя, если речь идет именно об актуальной информации о текущих событиях, а не только о развлекательном контенте или художественных фильмах. Выпуски новостей будут интересными, но совсем без сообщений с мест? Вместо обычных новостийных программ будут только интересные рассказы о достижениях Украины? Или канал примет на работу корреспондентов в «ДНР», «ЛНР» и Крыма, и в новостях появятся сюжеты о текущей жизни в «народных республиках» или на «российском полуострове»?

Последний вариант, очевидно, противоречит заявленной концепции канала. Но и новости без освещения региональных событий противоречат самой идее специального информационного вещания для оккупированных территорий. Если же канал решит просто транслировать позитивный контент об Украине, такой продукт очень трудно сделать интересным для кого-либо. И к тому же это просто не будет полноценным инфовещанием.

Наверное, у новой команды нового вещателя уже есть виденье, как они будут решать все имеющиеся проблемы и преодолевать все сложности для того, чтобы делать интересные новости для оккупированных территорий. Но на этом перечень условий для результативной работы канала не исчерпывается.

ДОВЕРИЕ ПО ТУ СТОРОНУ ОКОПОВ

Итак, Условие №3 — для того, чтобы передачи украинского вещателя для оккупированных территорий повлияли на мнение жителей ОРДЛО и Крыма, для того, чтобы жители оккупированных территорий захотели вернуться в Украину, нужно, чтобы контент нового канала смог победить российскую пропаганду в головах людей. Но для этого необходимо будет каждый раз преодолевать фильтры восприятия реальности у зрителей с оккупированных территорий.

То есть помимо того, чтобы украинский канал могли смотреть, чтобы его было интересно смотреть, еще нужно, чтобы месседжи информационных программ воспринимались с доверием. Новостям должны верить — и только затем они действительно будут влиять на общественное мнение, даже по ту сторону линии разграничения.

Выполнение этого третьего условия является сверхсложной задачей даже для опытных и мощных глобальных игроков информационных фронтов, и представление о том, что достаточно просто говорить правду, является мегаупрощением задачи. Дело в том, что любая информация трансформируется в головах людей во что угодно, даже в свою противоположность. Фейк может восприниматься как истина в последней инстанции, а правда — как ложь и вражеская пропаганда — все зависит от источника информации. Если новость сообщают «свои» СМИ, то им будут верить, если «вражеские» — в лучшем случае будут относиться с опаской, в худшем — начнут верить во что-то прямо противоположное услышанному и даже увиденному.

Но как новый канал сможет стать «своим» для жителей «ДНР», «ЛНР» и «российского Крыма»? Ограничится лишь заведомо проукраинской аудиторией? Замаскируется под «республиканское» или под российское СМИ? Сомнительно, но и действенные советы, как новому вещателю стать «своим» среди «чужих», завоевать доверие по ту сторону окопов, пока не были озвучены.

НАЧАТЬ ИНФОРМВОЙНУ

Специальный канал для жителей временно оккупированных территорий Украины фактически начнет свою работу уже 13 января — за месяц до официального запуска. В этот же день начнется процедура закрытия телеканала иновещания UATV.

Многие эксперты настроены скептически в плане эффективности именно такой информационной стратегии работы с населением оккупированных территорий — со ставкой на собственное русскоязычное ТВ. Выше приведены только три проблемных момента, связанных с запуском такого СМИ, в действительности их намного больше. Но в то же время значительная часть — 41,9% — украинцев считает, что создание телевизионного русскоязычного канала будет способствовать интеграции ОРДЛО и Крыма. (Данные опроса Киевского международного института социологии, который проводился с 27 августа по 23 сентября 2019 года).

Верит в эффективность русскоязычного канала и Президент Владимир Зеленский. Напомним, что еще во время прошлогодней избирательной кампании, 22 марта 2019 года в программе «Интервью с кандидатом в президенты о главном» на ICTV он заявил: «Люди, которые сегодня живут на территории оккупированных Донецка и Луганска, должны вернуться в поле понимания, что они украинцы. Что нужно сделать? Нужно сделать русскоязычный мощный канал, который был бы международным, он вел бы вещание на территорию Крыма, на территорию Донецка и Луганска, на территорию Европы, США и Израиля. Который показывал бы прагматично и правильно реальные новости, реальную жизнь в Украине, что у нас происходит. Мы бы говорили о том, что, ребята, вас обманули». Он был уверен, что именно так, с помощью телеканала, Украина начнет и выиграет информационную войну. В конце концов, Зеленскому же удалось с помощью телевизионного продукта победить на выборах — почему бы не попробовать этот метод и на поле боя?

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ