Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Киев. Телевидение. Ольге Герасимьюк...»

Программа «Без табу» вызывает волну человеческого содействия
22 июня, 2001 - 00:00

«День» уже неоднократно писал о том, что мы, журналисты, в последнее время перестали думать о том, слышит ли нас кто-то, помогает ли наша вроде бы кипучая деятельность кому-то... Мы забыли о том, что должны быть не мессиями и судьями, а партнерами для наших читателей. В том числе и в том смысле, что журналистика не только несет информацию и служит инструментом общественной дискуссии, но и непосредственно контролирует власть через защиту конкретных интересов конкретных людей. Есть у журналистики и еще одна возможность — побуждать общество к активной позиции в отношении прав и проблем каждого из его граждан, в том числе — и социально незащищенных людей или тех, кто просто попал в беду и без помощи окружающих не в состоянии из нее выкарабкаться. Одной из немногих в нашей стране журналистов, которые взяли на себя миссию не умозрительного, а конкретного контроля за властью, была Ольга Герасимьюк. Ее «Версии» в свое время говорили о состоянии наших политических, экономических и социальных институтов порой гораздо больше, чем запрограммированные малодоказательные, голословные разоблачительные статьи записных критиков «режима». В новом для себя качестве в передаче «Без табу» («1+1») Ольга взяла на себя миссию не пафосной, а действенной помощи людям. Ее талант заступницы позволил и этот проект — казалось бы, сделанный совсем в другом жанре и с другими целями, — превратить в мощный институт взаимопомощи. Героиня одной из программ «Без Табу» с Ольгой Герасимьюк, одесситка Лена — врожденный инвалид, брошенная матерью, предваряя немой вопрос в глазах зрителей, как она может радоваться жизни, отвечает: «Я еду по аллее в парке и вижу, как падают листья, чувствую их аромат — это такое счастье!» Добрые люди, близко к сердцу приняв ее судьбу, недавно купили ей квартиру в центре Одессы. И сегодня найденная ею семья живет ради нее.

Для «Без Табу» Ольги Герасимьюк, где недопустима фальшь и перезапись дублей, где предметом является трагедия человеческой СУДЬБЫ, всегда остается вопрос — сможет ли журналистское вмешательство в частную жизнь облегчить существование героев?

После выхода в эфир очередной программы на телефонах студии всегда остаются дежурные: тронутые чужой бедой люди до поздней ночи, иногда часа в три, звонят со всей Украины. Откликаются и те, кто боялся своего горя, но теперь увидел, что надо не сдаваться и до последних сил сохранять достоинство и самоуважение. В наше время, когда считается, что в своем ожесточении люди зашли крайне далеко, на адрес почтового отделения по улице Якира приходят письма, посылки, переводы для героев программы. Чаще всего на них написано: «Киев. Телевидение. Ольге Герасимьюк»... Вокруг «Без Табу» объединились люди, которые помогают друг другу сами. И ни одного звонка от официального лица — банкира ли, бизнесмена, мецената — в программу еще не было.

Однажды к телецентру в Киеве, как библейская вдова со своей скромной лептой, пришла старушка с сумочкой, полной закатки и сушки: «Передайте, будь ласка, Богданчику та Віці».

История Богдана и Вики. Грустная, но светлая история. Он неподвижен после катастрофы, она, ухаживая за ним и сопереживая, потеряла зрение. Их маленький сын Богданчик становится ногами отца и глазами матери. Они любят друг друга и верят в жизнь. Посылками для них забили багажник автомобиля съемочной группы. А среди писем был конверт от одного школьника, в котором лежали 2 сэкономленные гривни. Киевские художники продавали свои картины, собирая деньги на операцию. А однажды некий «человек на Мерседесе» позвонил узнать адрес и сказал: «Завезу денег братку». Недавно же авторы программы посетили на Полтавщине женщину, страдающую от незаживающих ран. Каждый раз, когда она кричит от боли, вспоминает Вику и Богдана и говорит: «Нужно жить дальше».

История о любви с первого взгляда. В студии программы — пожилые люди. Еще сильный мужчина и женщина в кресле. Много лет назад, через полчаса после знакомства, он для себя все решил и добивался ее год. Она отказывала, потому что знала, что обречена на неподвижность. И потом он всю жизнь носил ее на руках, в буквальном смысле слова. Бездетная пара из-за болезни жены лишенная прав на усыновление, воспитала полсела детей, а сама оставалась без наследника. В конце программы Тамара сказала, что в день ее рождения врачи сообщили, что у нее рак… Теперь каждый день хозяин встречает почтальона с письмами и переводами. Со всей Украины к ним поехали люди — кто лечить, а кто просто познакомиться. А соседний интернат разрешил им взять двух девочек-подростков. Недавно к пенсионерам приехали отказавшиеся от женщины врачи. И неожиданно оказалось, что опухоль уменьшилась.

История детей из другого мира. Аутизм — уход в себя. Это заболевание, требующее от родителей больных детей самопожертвования. Таких детей очень много, но многие уверены в возможности исцеления, исцеления любовью. Силами матерей в Киеве была организована «Школа жизни», где мамы «ищут встречи» со своим ребенком. В отличие от опыта работы с такими больными детьми на Западе, отечественные эскулапы рекомендуют одно: сдавайте его в сумасшедший дом. Чаще всего так и происходит. После программы ее герои — больные мальчик и девочка, напряженно принятые аудиторией, были приглашены международной организацией «ИНВАСПОРТ» на зимнюю олимпиаду на Аляске. Дети заняли второе и третье места по лыжам. Сюжет для американского фильма, но не для нашего, не правда ли?

И таких историй намного больше, чем способно вместить эфирное время. «Полтавские Ромео и Джульетта» — так называлось одно из последних «Без Табу» Ольги Герасимюк. Сразу после программы в студию позвонили четыре женщины с разных мест Украины. Все они предложили молодой паре по дому. Бесплатно.

Сегодня, после 18 программ, вышедших в эфире канала «1+1», и общения с сотней людей, ведущая «Без Табу» Ольга Герасимьюк готова утверждать, что «даже высокий рейтинг программы все равно не в полной мере отображает волну человеческого сочувствия. А опыт людей, переживших то, что пережить нельзя, говорит о том, что счастье возможно. И после программы почти все герои говорят — мы впервые высказались на людях, впервые услышали себя со стороны и, может, впервые поняли друг друга до конца и сильнее полюбили друг друга».

Возможно, опыт Ольги Герасимьюк найдет-таки своих последователей и на других, прежде всего региональных, каналах?

Вероника ФРАНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ