На этих выходных прогрессивные киевляне создадут ряд альтернативных пространств для празднования Дня Киева, который традиционно приходится на последнее воскресенье мая. Альтернативных, потому что для тех, кто замечает, как необратимо меняется наш город, желание отделиться от официальных «розовых сиропов» кажется абсолютно логическим. В частности, как уже сообщал «День», защитники исторических памятников украинской столицы готовят акцию День не-Киева, которая состоится напротив Андреевской церкви в рамках общественной инициативы «Андреевский спуск. За полшага до уничтожения». Такое альтернативное, свое собственное киевское пространство каждый может создать для себя сам. И чтобы еще раз пристально присмотреться к собственному городу и поймать его красоту, не обязательно ожидать последних выходных мая. Потому что, как поэтически отмечает соавтор и ведущий программы «Истории города» Андрей Данильченко, Киев — это безграничность.
А на отечественном телевидении интересы украинской столицы отстаивают две программы. «День» пообщался с их авторами.
Программа «Истории города» на телеканале «Сіті» — родом из старых столичных двориков
Программа «Истории города», которая недавно вышла в эфир на телеканале «Сіті», интересна не только мало популярными теперь на ТВ документальными повествованиями об истории Киева, его архитектуре, людях и событиях, но и особой атмосферой. Как будто органическая среда существования программы — это старые киевские дворики. Лирически-философские зарисовки как проявление сентиментальности выглядят необычно и даже странно в эпоху зубастого коммерческого телевидения. Странно — потому интересно. «Истории города» — программа, где «киевляне рассказывают киевлянам о киевлянах и Киеве», — говорят авторы — профессионалы-теледокументалисты. Они принадлежат к тому немногочисленному медиа-сообществу, для которых телевидение — это до сих пор творчество, а не продукт. По-видимому, именно благодаря такой внутренней настроенности непродолжительное общение «Дня» с одним из соавторов и ведущим программы «Истории города» Андреем Данильченко поднялось от уровня собственно киевского на общекультурный и общеукраинский. Тот уровень, качество которого и является фундаментом для восприятия каждым из нас своей земли, своего дома, своей культуры, и в конечном итоге — своего города.
Андрей Данильченко утверждает, что команда программы поставила перед собой «нереально-неосуществимое» задание — еженедельно выпускать фильмы о Киеве такого качества, чтобы они могли принимать участие в фестивалях. И хотя авторы «Историй города» не считают себя стопроцентно «рейтингозависимыми» телевизионщиками, они относятся к своему детищу очень критически и придирчиво. Сейчас поиск оптимальной формы подачи продолжается. Без чрезмерной поучительности и морализирования в кадре авторы стремятся показать Киев так, чтобы зритель, отойдя от экрана, больше никогда не позволил себе выбросить мусор посреди улицы.
— Программа «Истории города» интересна, прежде всего, тем, что вам странным образом удается передать через телеэкран атмосферу Киева. Как сложился именно такой формат?
— Сначала возникла потребность в создании такой программы на самом канале. Затем собрались отцы-учредители и написали объемную концепцию, которую потом откорректировала жизнь. Но главное — атмосферу Киева — нам сохранить удалось. Потому что Киев, на самом деле, — город абсолютно особенный. На пальцах одной руки можно пересчитать города, которые, претерпев таких разрушений, сохранились бы не только как географическая точка, а и как имя, как дух. Киев возрождается в своей же сущности, своей ипостаси. Очевидно, наши предки, которые заложили первый камень этого города, точно знали, где это сделать. Следовательно, Киев — бесконечный. Немного существует городов, на месте которых люди жили практически с момента основания. Здесь особенное место, поэтому и город возник особенный. А то, что Киев появился здесь только тогда, когда пришли наши прямые предки, свидетельствует о том, что эта земля ждала именно этот народ. Более того, в одном из первых выпусков программы мы говорили об особой топографии города, ведь из космоса Киев выглядит как лицо человека. Наши предки-архитекторы, которые формировали старый Киев, не видели его из космоса, но, очевидно, чувствуя, строили его именно так. Исходя из этих рассуждений мы и создавали концепцию программы «Истории города»: история, связанная с географией, топографией, архитектурой — чтобы показать, что Киев — это целостность, единство, причем живое.
В России недавно была выпущена книга, в которой говорится о том, что различные города начинают оживать, у них просыпается сознание. Там фигурируют Санкт-Петербург, Москва, и упоминается Киев. Образ Санкт-Петербурга был очень строгим, мрачным, человеконенавистническим. У Москвы образ — абсолютно холодный, не человечный. И только у Киева просматривалась человечная, ласковая, теплая душа.
— Поддерживают ли эту атмосферу горожане? И знают ли в конце концов киевляне свой Киев?
— Не очень хорошо знают. Хотя в процессе съемок выяснилось, что мы сами его не знаем. Сейчас наибольшей неожиданностью для меня стало то, что для памятника Щорсу в свое время позировал Леонид Макарович Кравчук... Киев — это такая безграничность... Я имел возможность наблюдать Киев и его атмосферу на протяжении длительного времени. В моем детстве это был очень ласковый город. И как бы там сложно не было после войны, а брани в транспорте вы бы не услышали. На улицах царило спокойное и благожелательное отношение и друг к другу, и к приезжим. Потом эта атмосфера испортилась. В 90-е годы она стала очень агрессивной. Но сейчас возвращается то эмоциональное состояние, которое я помню со времен своей молодости. Киев уже не трясет, хотя он еще и не вернулся к статусу священного города, который развивается усилиями только тех, кто его слышит. Это как у Гумилева: земля принимает только тех людей, которые к ней комплиментарны, которые могут с ней сосуществовать, что-то для нее сделать. Былая атмосфера снова появляется за счет того, что земля оставляет для себя именно таких людей. Хотя сегодня верхушка делает все для того, чтобы эту атмосферу уничтожить, перепахать, но Киев все равно сильнее. Он это перемелет, пусть и останутся торчать те «клыки»... Лицо города — это как лицо человека, которое можно обезобразить, но все равно оно останется таким же, человек останется тем же. Лицо Киева не уничтожишь.
— Таких программ, как ваша, не хватает на украинском телевидении. Как и культуры в целом. Общеизвестный факт. На прошлой неделе знаменитый дирижер, профессор Герман Макаренко и журналистка Леся Сакада-Островская инициировали круглый стол для обсуждения этого вопроса. Были Мирослав Скорик, Мирослав Попович, а вот из телеменеджеров пришел только генеральный директор «5 канала» Иван Адамчук. Остальные телебоссы даже не прислали извинений. Так что, дело в рейтингах или в личном отношении к украинской культуре?
— Оба фактора имеют место. Вынужден добавить еще и третий. У меня такое впечатление, что украинская культура чем-то провинилась. В Украине в загоне именно украинская культура, она здесь кому-то очень мешает. В 1993 году в России приняли (а в Украине на полгода раньше разработали, но до сих пор не приняли) закон, который направлен на то, чтобы обеспечить развитие культуры посредством различных, в том числе и материальных, стимулов. Я принимал участие в работе над украинским законопроектом. Я помню, как он выглядел. Россияне многое из него позаимствовали и приняли закон мгновенно. После этого в течение нескольких лет ощущался подъем. В то же время, гуманитарное руководство нашего государства говорит (цитирую на языке оригинала): «Строить политику в сфере культуры в Украине, исходя из интересов узкой прослойки украиноязычной интеллигенции не имеет смысла»... Это мой самый болезненный вопрос. Меня он волнует, прежде всего, как главного редактора Творческого объединения художественных и документальных фильмов НТКУ. В России отлично понимают, что такое телевидение. Плохо это или хорошо, но там сохранилась машина формирования государственной идеи, аппарат советской пропаганды, сам механизм которого — непревзойденный. Они понимают, насколько важно представлять имидж государства в нужном виде, особенно сейчас, когда в мире постоянно ведется информационная война. Они понимают, что имидж — это самая затратная штука, что на формирование культуры и идеологии нужно тратить деньги, а не пытаться на этом заработать. Движение в мире происходит по ориентирам, по брендам. Где есть позитивный бренд, туда начинает стекаться информация, а за ней все — ресурсы, финансы. В Украине этого не понимают. Или понимают слишком хорошо... Когда говорят, что украинцы не имеют своей национальной идеи, это ложь. На самом деле она сформулирована в трех стихотворениях Тараса Шевченко. Отношение с миром — это «У своїй хаті своя правда, і сила, і воля», развитие экономики и будущее — это «Садок вишневий коло хати». А третья — резервная, уже не актуальная сегодня, но еще может стать такой — это строки «Поховайте та вставайте, кайдани порвіте...»
Несмотря ни на что мы остаемся глубокими историческими оптимистами. Украинская земля как была землей украинской по своей сути, так нею и останется. Все инородное, что ей не идет, она отторгнет. Потому что главная идея того народа, который жил здесь испокон веков, — это любовь к земле, умение жить с землей, работать на ней, беречь ее и превращать в «садок вишневий коло хати»...
Автор «Киевских миниатюр» Иванна Чередниченко создает цикл документальных фильмов «Киевская древность. Мир искусства»
Иванна Чередниченко на протяжении 11 лет была автором и ведущей программы «Киевские миниатюры», которая выходила с 1996 года сначала в эфире Киевской государственной телерадиокомпании, а потом — на ТРК «Киев». Сегодня на столичном муниципальном канале нет места для подобных программ. Но наполненные содержанием проекты тем и отличаются от «однодневок», что они не исчезают бесследно. Более ста 30-минутных фильмов об украинской столице — это наследие «Киевских миниатюр». В книжных магазинах сегодня можно найти семь книг-потомков программы, а на днях Иванне Чередниченко удалось договориться с одним из издательств о выпуске 10 мультимедийных дисков с 33-я программами. Они будут распространяться в книжных магазинах, в интернете, согласно предварительным договоренностям, их презентации также состоятся в киевских музеях.
— К появлению «Киевских миниатюр» привело стечение обстоятельств. Это не был продуманный телепроект, — рассказывает Иванна. — Так же и с моим новым проектом «Киевская древность. Мир искусства». Я не думала, что вообще вернусь на телевидение. Его уровень настолько низок, что работать там мне неинтересно. Формат, который интересует меня, не совпадает с тем развлекательным, информационным и шоу-форматом, который существует на каналах.
В проекте «Киевская древность. Мир искусства» Иванна исполняет роль автора и режиссера. Это цикл документальных фильмов просветительского, искусствоведческого направления по истории древнего Киева, говорится в презентации. На телеканале «Глас», который является производителем программы, уже вышел первый 35-минутный фильм. Он посвящен колоколам Лавры.
— Мы решили начать «громко» — с колоколов Лавры, — говорит Иванна. — Над этим проектом работает много людей, которые каждый кадр пропускают через свои пальцы. Один из них Михаил Кальницкий. Он не помнит современных названий киевских улиц, но знает дореволюционные, и в этом мире он живет. Опыт «Киевских миниатюр» дает о себе знать. Потому что уговорить киевскую интеллигенцию сняться в телепрограмме очень сложно. Это очень специфические люди, кроме того, они видят уровень телевидения и не хотят в этом принимать участия. А посмотрев «Киевские миниатюры», они получают определенную гарантию того, что программа будет определенного качества, уровня, поэтому они соглашаются на съемки.
Подытоживая многолетнее сотрудничество с Киевом, Иванна говорит:
— Есть умственный уровень познания города, знания, воплощенные в конкретных датах, именах, названиях улиц. И есть эмоциональный, чувственный, когда ты ничего не знаешь, но чувствуешь город кончиками пальцев, вместе с ветром, запахом акаций, взглядом на дом Городецкого или просто на зеленые пригорки. Самый главный киевский признак — это ландшафт, перепады высот. Есть известный пример: если Андреевский спуск поставить на плоскость, он утратит свое «я». В Киеве определяющим является именно рельеф. Он придает эмоциональность восприятию. Я очень переживаю из-за того, что происходит в Киеве, из-за этих ужасных застроек. Киев и его атмосфера исчезают. А болезненней всего то, что изменить то, что натворили, уже невозможно. Мое отношение является таковым не вследствие личного невосприятия всего современного. В Санкт-Петербурге же почему-то нет небоскребов в центре. Их нет и в центре Парижа. Существуют специальные районы, где строятся творения искусства современной архитектуры. Но ведь не в старом городе. Наибольшая проблема сейчас — это то, что мы теряем атмосферу города. В дореволюционные времена в Киеве существовала специальная комиссия, которая называлась «о красоте города». Туда входили художники, искусствоведы, архитекторы. Без их согласия ничего нельзя было построить или изменить. Такой комиссии очень не хватает, на мой взгляд.