Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киевская «пресс-весна»...

как повод поговорить о целесообразности юнкоровских конкурсов
6 июня, 2016 - 11:35
В АППАРАТНОЙ СТБ. ПЕРВЫЙ ОПЫТ

Фестивалей в мире – не сосчитать. Показать себя и посмотреть на других чаще всего собираются художники, актеры, певцы, танцоры и, естественно, киношники. А в Украине есть энтузиасты, которые уже более 20 лет регулярно устраивают встречи детской и молодежной прессы. Газетчики, фотографы, телевизионщики, киношники и «айтишники» в возрасте от 10 до 21 года на полном серьезе соревнуются за звание лучших, отвоевывают «Гран-при» и коллекционируют дипломы за победы в десятках номинаций.

В Украине популярны региональные «Осінні барви Буковини» (Черновцы), «Будемо разом!» (Днипро) и донецкий «Жми на рекорд» (Святогорск); Национальный конкурс школьной прессы в Николаеве, а также международные – ЗОСя («Золотая осень Славутича»), «Кришлалеві джерела» (Киев), «Золоте курча» (Киев), «Прес-весна на Дніпрових схилах» (Киев) и «Дитятко» (Харьков).

Отношение к самим фестам неоднозначное. Наиболее массовый Национальный уже не может вместить всех желающих, так как количество юнкоров в Украине растет как-то по экспоненте, а путевки на фест получают процентов пять из тех, кто заявился на участие в конкурсе. «Кришталеві джерела» переживают не первый в своей жизни кризис, поскольку государство больше не предоставляет поддержки этому замечательному, академическому аудиовизуальному фесту. «Жми на рекорд!» – наиболее теплый и демократичный по оплате, напротив – в периоде ренессанса и переосмысления своей сущности. Харьковский «Дитятко» явно на взлете: попасть на это уважаемое международное мероприятие хотят все больше юных телевизионщиков и киношников, но жюри предварительного отбора – самое строгое из всех возможных.

НА ДНЕПРОВСКИХ СКЛОНАХ

А киевская «Пресс-весна», которая в четырнадцатый раз отгремела в конце мая,  отличается универсальностью (здесь соревнуются юнкоры всех видов СМИ) и стабильностью: сейчас собралось едва ли не больше всего участников за всю историю феста. На конкурс послано более 3000 работ в разных жанрах и более 500 заявок на участие из 18 областей Украины. А еще в фестивале приняли участие гости из Нидерландов, Польши и Беларуси.

Занимаются фестивалем Министерство образования и науки Украины и департамент образования и науки КГГА, а организатор – Киевский Дворец детей и юношества (директор Оксана Добровольская), в частности руководитель Информационно-творческого агентства (ИТА) «Юн-Прес» Надежда Ильюк. Изюминкой проекта является его продолжительность: он стартует в ноябре (начинается прием работ на заочную часть конкурса), а финиширует в мае. Неизменно и кредо фестиваля: «Стань студентом уже в мае», ведь победители конкурсных номинаций получают эксклюзивное право на бесплатную или льготную учебу в ведущих вузах Украины.

Все члены жюри жаловались, что даже несмотря на тяжелые многочасовые дискуссии, результаты конкурса объективными назвать трудно. И все же, стильные статуэтки, ценные призы и дипломы были распределены и вручены.

Лучшей газетой признана «Неформат» из города Бердянска Запорожской области. Лучшим «Интернет-проектом» стал сайт медиа-группы «Скрепка» ДГО «ЮнПресКлуб (Горловка-Харьков)».  Лучшей радиопрограммой признана работа кружка «Школа радиоведущих» областного Дворца детей и юношества Чернигова. За лучший телефильм награду получила  студия «Art-team» Киевского Дворца детей и юношества. Лучший медиа-проект создала народная студия ТВ и прессы  «Розовый слон» из Доброполья Донецкой области. Лучшим литератором стал Михаил Омельченко из Северодонецка Луганской области, лучшим журналистом – Валерия Касьяр из Хмельницкого, а лучшим фотожурналистом – Дарья Бельц из Кривого Рога Днепропетровской области.

И ВСЕ-ТАКИ – ЗАЧЕМ?

Зачем нужны фестивали и награды – вопрос тяжелый. За дипломы детворе не ставят высокие баллы в школе, они не котируются при приеме на работу, даже вузы сейчас уже не ориентируются на детские портфолио при отборе абитуриентов. За участие нужно платить довольно большие деньги, а условия проживания и питания за эти деньги не всегда такие, на которые рассчитываешь. Организация фестивалей тоже не всегда на высоте, и потому, после награждений, руководители команд иногда сплетничают о том, что все не то и не так! И вообще еще вопрос: кому больше нужны эти фесты – руководителям или самим юнкорам.

Но есть в этих собраниях близких по духу людей что-то настолько привлекательное, что год за годом учителя, руководители кружков и просто влюбленные в детей и детскую журналистику люди  приезжают, общаются, обмениваются опытом, показывают себя и смотрят на то, что делают другие. А талантливая молодежь именно здесь находит друзей, пробует свои силы, набирается опыта и полезных контактов перед прыжком во взрослую журналистскую жизнь.

Смотришь потом, через годы, на то, кто выстраивает наше информационное пространство, и видишь имена и лица вчерашних юнкоров, которые «засветились» как раз на таких вот фестивалях.

ИЗ ЗАМЕТОК

А еще можно пересмотреть свои заметки за последние десять-пятнадцать лет и увидеть очень интересные вещи.

На фестивале «Будем вместе!» в 2006 году руководители собрались за круглым столом, чтобы обсудить проблему языка. Прямым текстом звучало, что Россия уделяет нам слишком много внимания в этом смысле, что очень опасно. Уже тогда звучала проблема Крыма. Гости из Молдовы предостерегали нас от недооценки проблемы. И слово «война» уже звучало в тех мирных разговорах. Тогда почти все пришли к заключению, что язык не должен нас разделять, что нет разницы, кто на каком языке говорит, что нужно учить детей толерантности. А разговоры все велись, конечно, на русском. Как и на всех других фестах годами. И мы все-таки недооценивали проблему. И не учили детей ее видеть. Мы были – толерантными. И все-таки получили войну.

И вот весна 2016-го. И мы в Киеве. И этот киевский фест разговаривает почти стопроцентно на украинском! Но нам все-таки понадобилась война, чтобы, в конце концов, вспомнить, что язык – это государство! И что мы, журналисты – является проводниками языка и неким железным хребтом государства, когда соответственно относимся к проблемам. И что именно мы готовим наше будущее, воспитывая из этой шумной, непоседливой, любознательной и авантюрной детворы – профессиональных журналистов. Тех же журналистов, которые сформируют информационное пространство государства в ближайшие десять лет...

Ирина ШЕВЧЕНКО, главный редактор победителя фестиваля в номинации «Интернет-журналистика» молодежной медиа-группы «Скрепка»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ