Детские игры могут быть наивными, могут быть жестокими, а могут быть интеллектуальными. Но, как и в хоккее, куда открыт доступ лишь настоящим мужчинам, так и на международную игру «Самый умный» попадают далеко не все. Но уже тот немаловажный факт, что многие дети настойчиво пытаются стать участниками программы канала «1+1», говорит о позитивной тенденции в среде подрастающего поколения. «Дети более любознательны, — поясняет ведущая конкурса Тина Канделаки. — У взрослых в силу увеличения количества проблем с возрастом эта тяга к любознательности уменьшается». Сейчас команда программы готовится к полуфиналу Старшей лиги, после чего членам Клуба самого умного обоих лиг останется лишь одно: суперфинал в преддверии новогодних каникул. А далее недалеко и до празднования трехлетия программы, если отсчитывать дату рождения британского телеконкурса Brainiest на отечественных телепросторах с первой игры канала — «Самый умный ребенок». Правда, изначально проект вовсе не был сугубо детским шоу и буквально на второй программе за игровыми столами уже стояли учителя, а затем их место заняли медики и военные. Однако это — уже давно забытое прошлое, а в настоящем все хорошо знают, что участниками проекта могут быть только несовершеннолетние. На самом деле репутация и популярность программы уже работает на нее. Если раньше группа ездила по городам Украины, а их российские коллеги — по просторам своей страны в поисках героев, и объясняли, что из себя представляет «Самый умный» и какой смысл в него играть, то теперь все гораздо проще. Никому ничего не надо рассказывать на пальцах, все уже видели конкурс, все понимают, какой плюс от этого не только ребенку, но и его семье, классу и даже городу. Поэтому дети пишут на сайт программы, звонят непосредственно на проект, проходят обязательный телефонный отборочный тур и, в соответствии с его результатами, или переходят на следующий этап игры или отсеиваются.
Надо заметить, что запись программы — лишь видимая вершина айсберга. На самом деле Клуб самого умного, членами которого становятся школьники с лучшими результатами — уже превратился в своеобразное закрытое общество. Ребята поддерживают связь по телефону, постоянно «висят» на своем интернет-портале, стараются попасть друг к другу на игру. Бывает, что участник только сыграл, а ему уже приходят SMS-ки с разных уголков Украины и России от ребят-соклубников: «Ты — молодец!» В среднем ребята собираются в Киеве буквально на два дня — в первые сутки идет репетиция, а на следующий день проходит сама игра. Конечно, и родители, и команда проекта хотят, чтобы маленькие участники хорошо отдохнули перед записью, но дети, собираясь в гостинице, конечно же, не разделяют пожеланий взрослых. Ведь когда еще можно будет вновь увидеться со своими братьями и сестрами по разуму!? Только на следующей совместной игре. Да и само членство в клубе — вещь не вечная. Всего в каждой лиге состоит 48 человек, и почетный статус «умника» дает ребятам право участвовать в играх следующего чемпионата без прохождения отборочных туров. Но чтобы оставаться в клубе, надо набирать определенные рейтинги, отвечать во время игры на максимальное количество вопросов и постараться набрать побольше баллов. Ребята должны быть постоянно в форме, потому что параллельно другие дети тоже набираются знаний и могут занять их место в клубе. Надо быть постоянно начеку.
Впрочем, такое положение дел ничуть не влияет на теплые отношения между самими конкурентами-конкурсантами. Как признается Тина Канделаки, ее детство было менее толерантным. «В детстве я была совершенно нетерпима, — смеется она, — и там, где не удавалось доказывать словом, я доказывала кулаком. Я дралась и достаточно успешно, меня боялись многие мальчики в школе. Есть такой возрастной порог, когда дети бывают настолько жестокими, что даже взрослые не всегда могут быть такими. И только когда выросла, смогла стать более лояльной к людям и более терпимой».
Конечно же, команда «Самого умного» тоже очень переживает за своих подопечных, но внешне этого никто не демонстрирует, а когда кто-то проигрывает, объясняют им — к происходящему надо относиться как к игре. «Здесь нет и не может быть стабильности, — замечает руководитель отдела кастинга Ирэна Моляр. — Сегодня ты победитель, завтра — кто-то другой. Каждый должен уметь выигрывать и проигрывать».