Иванна КОБЕРНИК , ведущая программы «Факты», ICTV:
— Решить или, во всяком случае, улучшить эту проблему может только создание общественного телевидения, которое по своим функциям и задачам как раз и должно обслуживать потребности общества, в том числе и в этом направлении. Именно на общественном телевидении, финансируемом из абонентской платы зрителей и менее зависимом от рекламы, в других странах выходят программы для больных и инвалидов, для жертв насилия, образовательные программы о защите прав детей и женщин, о защите животных от жестокого обращения, организовываются и рекламируются благотворительные фондрайзинговые акции... В самом деле, благотворительности на украинском телевидении мало, но можно ли в этом обвинять коммерческие каналы? Чтобы расходовать деньги на благотворительность, их нужно где-то взять. А при нашем скромном рекламном рынке даже самые рейтинговые программы не всегда окупаются. Это насчет некоторых масштабных проектов. Если же говорить о милосердии в новостях, то здесь любой неравнодушный и притом, профессионально сделанный, социальный материал может взволновать всякого нормального человека до слез и оставить след в душе. Только если это не смакование чужого горя, а осмысленный репортаж о коренных проблемах, причинах того или иного социального явления на примере конкретной человеческой судьбы. Это не цель новостей, у них более широкие задачи. Но если журналист неравнодушно выполняет свою работу, если он любит людей, то это заметно по его репортажам и вызывает отклик. На телевидении можно поставить объявление о сборе денег на операцию больному ребенку, телефон доверия для жертв насилия и т.д. Это может изменить чью- то конкретную человеческую судьбу. И это уже немало. Так же и в жизни: отдельные примеры милосердия и человечности мы все знаем, а в общем говорим — жестокое общество. Но все состоит из отдельных примеров и начинается с нас самих.
Валентина ДОБРОТА , СТБ:
— Ни благотворительности, ни милосердия на телевидении нет, да и не должно быть. Телевидение это прежде всего бизнес. Если, к примеру, в новостях будет отсутствовать циничная подача информации — это уже не новости, а что-то сродни мыльным операм. Также, как и не место благотворительности на телевизионной кухне. Я могу запросто поделиться последним куском хлеба, но если бы я хлебом торговала, я бы никогда не раздавала хлеб бесплатно. Так и телевидение — это прежде всего моя работа и пропускать через сердце каждую проблему я не могу. Просто не выживу. Что же касается жизни, то здесь приятно констатировать, что милосердие и благотворительность, пускай, и в не таких количествах, как хотелось, но присутствует. И часто помощь приходит оттуда, откуда и не ждешь. На телевидении допустима единственная форма взаимопомощи — это когда в редакцию звонит человек и рассказывает о каких-то проблемах, если эта информация интересна — туда выезжает съемочная группа. Телевидение — это не скорая помощь, и это очень тяжело объяснить звонящим в редакцию. Видеосюжетом мы можем поднять только проблемы, которые существуют. И конечно, очень обидно, когда на критические материалы нет никакой реакции от чиновников. Иногда идет даже откровенное игнорирование четвертой власти. Порой кажется, что милосердие и государственная служба несовместимы.
Анна ОНИЩУК , журналист (программа «N-ный километр», «Интер»):
— Мне кажется, милосердие — это высшая степень благородной жалости. Именно благородной, потому что жалеть и, как производное, пытаться помочь всем, по меньшей мере, нереально. Жалость должна быть избирательной. Жалеть всех и всех прощать — выражения не из нашей эпохи.
Хочется помочь и пытаешься это сделать тем людям, которые об этом как раз никогда и не попросят... Жаль интеллигентную старушку, вынужденную продавать газеты в метро, жаль старика, продающего возле киоска книги, которые стали частью его жизни, жаль детей, которым родители не могут дать достойное образование... Жаль себя, потому что вынужден жить в эпоху, не уважающую прошлое, не способную думать о будущем.
Именно в эпоху, а не в обществе... Потому что в обществе всегда все было и будет пропорционально, добрые люди будут всегда. Но эпоха диктует свои правила поведения.
Кто-то сказал, что телевидение — это даже не зеркало, как, к примеру, театр, а увеличительное стекло, и именно с его помощью общество может увидеть все свои пороки и добродетели.
Как может телевидение помочь бедным? Или хотя бы попытаться сделать это? Да никак, если ставить перед собой именно эту цель. Но если рассматривать человека в макроплане, если глаза, его слова, беды чем-то привлекут зрителя, значит, телевидение выполнило свою задачу. И дальше зритель начнет разбираться уже в себе — и пытаться узнать, насколько он благороден и какова степень его порядочности...
Если после просмотра передачи зритель звонит и говорит: «Давайте, я хоть чем-то помогу!» — нужно обязательно говорить: «Давайте!» Потому что десять гривен от простого (имеется ввиду — небогатого человека) гораздо дороже, чем тысячи от щедрого мецената или добродетеля. Ведь небогатых всегда и во все времена было больше, чем состоятельных, и если они все скинутся хотя бы по десять гривен, они спасут мир...
Евгения ТКАЧЕНКО , генеральный директор АО «Магнолия-ТВ»:
— Меня связывает с милосердием программа, которую мы выпускаем уже три года на Первом национальном под названием «Милосердие». В нашей жизни, безусловно, есть место милосердию, так как наша программа существует уже такой долгий срок, но еще ни разу не повторялась, и нам все время есть о чем рассказать.
Я думаю, что необходимо максимально использовать телевидение, как самое массовое из СМИ, для того, чтобы пытаться помочь разыскать людям друг друга, найти пропавших без вести. Помочь в анонимном усыновлении: детям найти себе родителей, а семейной паре — ребенка.