Наша газета неоднократно писала о сложном положении и финансовых проблемах в концерне РРТ, который ведает распространением теле- и радиосигналов на территории Украины. Из-за постоянного недофинансирования в критическом состоянии оказалась техническая база концерна — десятки многометровых мачт, передатчики, линии связи, что, в конце концов, может привести к крупной аварии. Особенно задолжали концерну государственные вещательные организации: Национальная телекомпания Украины (46 млн. гривен) и Национальная радиокомпания (свыше 64 млн.) Областные госТРК должны концерну РРТ 1,45 млн. грн. В свою очередь, из-за этих неплатежей сам концерн РРТ оказался в безнадежных должниках перед энергетиками и налоговыми службами.
Сейчас после ряда заседаний многосторонней комиссии Кабмина долговой узел в концерне РРТ признан таким, что обычными финансовыми инструментами развязан быть не может. Подготовлен проект закона Украины о признании этих долгов безнадежными и об их списании — как со стороны госТРК перед концерном в сумме 34,7 млн. грн., так и со стороны концерна перед бюджетом, энергетиками, пенсионным и Чернобыльским фондами — на ту же сумму.
Кроме того, для выведения отрасли из финансового кризиса подготовлен проект постановления Кабмина о переподчинении концерна РРТ Фонду госимущества Украины и создании на базе концерна государственного акционерного общества ГАК «Концерн РРТ» со 100-процентным госкапиталом. По мнению почетного президента «Интера» и председателя Комитета ВР по вопросам свободы слова и СМИ Александра Зинченко , который является одним из активных сторонников этого проекта, акционирование даст возможность перевести деятельность концерна на современные рыночные механизмы. А. Зинченко не считает большой опасностью, что часть акций государственного акционерного общества через несколько месяцев могут оказаться в частных руках, в том числе у иностранных держателей. Возможна двухступенчатая система, утверждает он: когда само акционерное общество является государственным, а вот входящие в него отдельные предприятия привлекают и частный капитал. Для руководства работой ГАК «Концерн РРТ» должен быть создан Наблюдательный совет из представителей заинтересованных министерств и ведомств. Такая реорганизация, полагают авторы проекта, позволит существенно увеличить доходы РРТ, создать новые сети телерадиовещания на современных цифровых технологиях, повысить объемы услуг для телерадиокомпаний. Определенная независимость от государства позволит обращаться с телерадиокомпаниями, должниками перед концерном, более жестко, и в случае возникновения значительного долга принимать решительные меры. Относится это и к государственным ТРК.
Для «Дня» этот проект комментируют:
Николай КНЯЖИЦКИЙ, член Нацсовета по вопросам ТВ и РВ:
— В свое время, полтора года назад, при назначении меня председателем ГАК «Укртелерадио» и президентом НТКУ, я предлагал аналогичный проект: создать Государственное акционерное общество «Концерн РРТ» и подчинить его Кабмину. Но дело в том, что тогда это предложение было в рамках Указа Президента о ГАКе «Укртелерадио». Сейчас этот Указ ликвидирован, и надо думать об оптимизации управления самим концерном РРТ. По-хорошему, с государственной точки зрения, концерн РРТ должен входить в «Укртелеком». При этом стоимость «Укртелекома» значительно возросла бы, кроме того, это позволило бы объединить под единым управлением все организации, занимающиеся распространением телерадиосигнала. Их три: сам концерн РРТ, а также «Укртек» (ему принадлежит часть магистральных линий), и «Укркосмос», который подчиняется Национальному космическому агентству и занимается вещанием через спутники. Когда эти организации распылены по разным ведомствам, получается, что часто они платят друг другу, входят во взаимные долги, нарастает кризис неплатежей. Нет единой концепции распространения сигнала в нашей стране.
Кроме того, основная составляющая концерна — это вышки, они используются не только для телерадио, но и для телефонии и других услуг в отрасли связи. Поэтому, если бы это создаваемое единое предприятие было в среде «Укртелекома», то у «Укртелекома» нашлись бы средства на реконструкцию всей системы распространения сигнала. Только объединив в государстве все ресурсы, ведающие распространением сигналов, мы найдем средства на их реконструкцию.
Что касается долгов, то я противник их «прощения». Ну, простим мы долги НТКУ и НРКУ перед концерном РРТ. А придумали ли мы механизм, чтобы эти долги не начали накапливаться снова? Если такой механизм создан, можно провести реструктуризацию старых долгов — но только тогда, когда дальше должники будут платить. А это возможно только в том случае, если будет четко сформирован бюджет НТКУ, НРКУ и других плательщиков. Увы, этого пока нет.
— Как вы относитесь к гипотетической возможности того, что часть акций ГАК может оказаться в частных руках?
— Идея приватизации концерна РРТ только как распространителя телерадиосигнала является довольно опасной. В одних руках может сосредоточиться идеологическое влияние, которое, вместе с тем, не будет иметь достаточного экономического обоснования. В то же время, если бы концерн вошел в более крупное предприятие, которое владело бы разными способами распространения сигнала, его приватизация была бы даже желательна. Поскольку такой монополист попадал бы под более жесткий контроль государства и общества. Им бы заинтересовались крупные зарубежные инвесторы. Такая схема акционирования была бы менее опасна с точки зрения монополизации властью идеологии в стране и перспективней для развития отра с ли.
Александр ТКАЧЕНКО, генеральный директор Нового канала:
— Я полностью согласен с идеей преобразования концерна РРТ в Государственное акционерное общество со 100% госкапиталом. В последние годы, когда концерн передавали из одного подчинения в другое — это были чисто политические решения, связанные с перераспределением сил в телерадиопространстве. При этом экономика не учитывалась. В результате концерн оказался в плачевном положении. Сегодня акционирование — это единственный способ вывести РРТ из кризиса и добиться, чтобы предприятие стало равноправным субъектом рыночных отношений.