Несколько дней спустя секретариат Национального союза журналистов Украины обнародовал открытое заявление, в котором утверждает, что генеральный директор Национальной радиокомпании Украины Виктор Набруско был уволен неправомерно: «Окончание срока контракта НРКУ с Виктором Набруско — лишь формальная причина для увольнения. Для этого должны быть весомые аргументы». В то же время авторы заявления утверждают, что «отмашку» на увольнение Виктора Набруско дала Анна Герман.
Напомним, что сегодня обязанности Виктора Набруско, по назначению Госкомтелерадио, исполняет первый вице-президент НРКУ Анатолий Табаченко. В то же время председатель Госкомтелерадио Юрий Плаксюк сделал представление в Кабмин на замещение вакантной должности со списком кандидатур, где, кроме других, есть также имя Виктора Набруско.
23 июня пресс-служба Госкомтелерадио отреагировала на заявление секретариата НСЖУ, отметив, что увольнение пана Набруско является юридически обоснованным и не содержит предвзятого отношения или скрытых мотивов, поскольку Госкомтелерадио известны как заслуги, так и недостатки в работе бывшего гендиректора НРКУ, в частности, «проблемы с неопределенными структурно и дотационными музыкальными коллективами радиокомпании, разрушением проводного радио, образованием единой общегосударственной сети ФМ». «День» поинтересовался мнением председателя Национального союза журналистов Игоря Лубченко относительно ответа пресс-службы Госкомтелерадио.
— Упреки в сторону Виктора Набруско касательно проводного радио являются безосновательными, поскольку этот вопрос входил в компетенцию Министерства связи, а сейчас — «Укртелекома». За время работы пана Набруско на этом посту с ним дважды возобновляли контракт, который дает ему возможность работать уже не по контракту, а на постоянной основе. Соответственно, увольнять его в связи с окончанием контракта — неправомерно. Вместе с тем, Виктор Набруско является членом коллегии Госкомтелерадио, однако почему-то вопрос о его увольнении не был вынесен на заседание коллегии, — комментирует ситуацию Игорь Лубченко.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь РОЗКЛАДАЙ, юрист «Института Медиа Права»:
— Говорить о правомерности или неправомерности увольнения Виктора Набруско можно лишь исходя из условий его контракта.
Согласно законодательству, до 2006 года президентов НРКУ и НТКУ назначал президент по согласованию с Верховной Радой. Эта процедура не была нигде прописана, то есть это было де-факто, а не де-юре. Потом в Законе Украины «О телевидении и радиовещании» появилась норма, которая говорила, что президентов НРКУ и НТКУ назначает президент по согласованию с Верховной Радой и по представлению общественного совета каждого из этих юридических лиц. Общественные советы не были созданы, то есть президент продолжал назначать работников на эти должности самостоятельно. В прошлом году Конституционный Суд вынес решение о том, что, поскольку в Конституции Украины не прописаны такие права и обязанности президента в Верховной Раде, соответствующее положение закона «О телевидении и радиовещании» было признано неконституционным. После этого ситуация сложилась так, что назначать председателей НРКУ и НТКУ было некому. Поэтому Кабмин решил взять эту инициативу на себя, внес изменения в устав этих организаций, ссылаясь на статью 19 Закона Украины «О Кабинете министров Украины», и подчинил их себе. Но такие изменения могут применяться лишь как временное мероприятие. Во-первых, Закон Украины «О телевидении и радиовещании» гласит, что уставы НРКУ и НТКУ должны быть утверждены законом, чего сделано не было, поскольку изменения в уставы вносились по утверждению Кабмина. Второй скользкий момент заключается в том, что не были созданы общественные советы. И, в-третьих, — особая роль НРКУ и НТКУ, их нельзя приравнивать к каким-то производственным предприятиям. Плюс у нас есть международные обязательства, в частности, перед Советом Европы относительно создания общественного вещания. Соответственно, новые кадровые назначения Кабмина без четкого прописывания процедуры в законе являются не совсем правильными. Ситуация нуждается в последующем урегулировании. То, что сейчас происходит, — это изменение руководства НРКУ и НТКУ «под себя».
Понятно, что любая власть хочет контролировать государственного вещателя — и это одна из причин, почему у нас до сих пор нет общественного вещания — никто не хочет отпускать такой ресурс, как НТКУ и НРКУ, хоть он и не имеет высоких рейтингов. Сложилась коллизия, которая нуждается в урегулировании, а новая власть просто этим пользуется, — считает Игорь Розкладай.
В ситуации, которая сложилась вокруг обоих государственных вещателей, остается еще много вопросов, которые нуждаются в ответах или, по крайней мере, в комментариях, в том числе со стороны официальных лиц. «День» надеется, что прозрачности этой ситуации прибавит комментарий заместителя председателя Администрации Президента Украины Анны Герман, в адрес которой мы послали информационный запрос.