Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Контакт с аудиторией

Гжегош ГАУДЕН: «Медиа больше не выполняют роль миссионера, что делали раньше»
19 сентября, 2013 - 16:50

Современные средства массовой информации все больше исповедуют рыночную идеологию, тогда как общество — потребительскую. К такому выводу пришли участники дискуссии о влиянии СМИ на общественные процессы в мире. Уровень этого влияния обсудили на Форуме издателей во Львове представители Польши, России и Украины — журналисты Гжегош Гауден, Яцек Жаковский, Матвей Ганапольский и Роман Скрыпин.

Информационными сообщениями медийщиков очерчиваются контуры общественного мнения. Поэтому СМИ непосредственно принимают участие в формировании общественных ценностей. Но на сегодняшний день разве что отдельные украинские медиа справляются с этой функцией, другие — рефлекторно ее игнорируют. По словам Романа СКРЫПИНА, поднять медийные платформы на другой, более прогрессивный и ценностно более насыщенный уровень можно благодаря настроенному контакту с украинской аудиторией. Она же, по его мнению, остается избалованной к развлекательному контенту и слишком мало думает. «Это — потребительская идеология», — отметил Скрыпин. Этот тезис также поддержал польский журналист Яцек ЖАКОВСКИЙ: «СМИ стали частью потребительской культуры, шоу-бизнеса, составляющей развлекательного продукта. Все потому, что люди в своем большинстве не хотят погружаться в проблемы общества, не хотят культурных перемен».

Свои «покупательные» настроения зрительская аудитория Польши не уступает украинской. Такую позицию выразил главный редактор газеты «Жечпосполита» Гжегош ГАУДЕН. «Еще 20 лет назад СМИ играли ключевую роль в демократических процессах. Но, наверное, на сегодняшний день СМИ трактуются и воспринимаются исключительно как информационный продукт. И это не только в Польше, но и в целом мире. Медиа занимаются в основном только продажей своего продукта. Они подвергаются форматированию и исследованиям специалистов, чья задача — узнать, что хочет видеть зритель или читать читатель. Соответственно, владельцы телеканалов или других СМИ требуют от журналистов продуцирования конкретного контента, который можно выгодно продать. Медиа не выполняют роль миссионера, что делали раньше», — выразил свое виденье современных взаимоотношений общество-медиа Гауден.

Едва ли не самую главную роль в формировании здорового информационного климата в стране играет медийный ассортимент — коммерческий или общественный. Российский журналист Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ уверяет, что украинцам с ним повезло больше, чем россиянам. «У вас разные СМИ, самое главное, у вас разное телевидение — наиболее электоральное средство массовой информации. Ваша политика построена наоборот: если у нас Путин, как власть, назначает олигархов, то у вас — олигархи назначают власть. Исходя из этого, олигархи покупают себе СМИ. В результате возникает некоторый баланс, который позволяет получать объективную картину о стране. Вот у вас все знают фамилию Навальный, а у нас, к сожалению, даже после выборов в Москве, — только 27% россиян. Почему? Потому что его не показали на двух главных каналах. Поэтому с этой точки зрения, при всей критике, при всем скептицизме, можно сказать, что средства массовой информации в Украине находятся в очень хорошем состоянии», — заверил журналист.

Между тем, на повестке дня в Польше появился новый вопрос — коммерциализация СМИ. Как объяснил Гжегош Гауден, в первую очередь в борьбе за рекламу. «Я открыл для себя одну вещь: телевидение может быть коммерческим (у него сегодня большая аудитория); государственным, которое можно разделить на два вида: правительственным и публичным (в Польше мы имеем дело с правительственным телевидением); и общественным. Последнее начинает становиться общественным фактом, потому что в интернете уже можно создавать те или иные общественные программы», — поделился мнениями Гауден. В целом в Польше места общенациональных телеканалов с большой аудиторией занимают три государственных телеканала и еще два коммерческих. И все они постоянно ведут борьбу за рекламодателя, поскольку государство финансово обеспечивает вещателей не полностью. Это заставляет их искать дополнительных спонсоров.

Что касается дальнейшего будущего СМИ, мнения журналистов разделились. Матвей Ганапольский прогнозирует упадок классического новостийного репортерства. «Лет через пять-семь рейтинг новостей будет нулевым. Новостийное вещание доживает последние годы», — убежден журналист. Зато Ганапольский отметил, что телевидение проявится сполна в больших круглых столах. Их участники будут выделяться свежими идеями, интересными тезисами, возможностью обучать и вести за собой аудиторию. Этот подход можно объяснить английским словом «opinion». В свою очередь Роман Скрыпин, говоря о качественных переменах в украинской журналистике, возлагает надежды на общественное телевидение, в сегменте которого он сейчас работает.

Юлия КОСТЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ