Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Крокодил» украинской карикатуры

Анатолий ВАСИЛЕНКО: Удачный рисунок может заменить большой журналистский текст
8 июля, 2010 - 20:09
ФОТО ЯРОСЛАВА МИЗЕРНОГО
РИСУНОК АНАТОЛИЯ ВАСИЛЕНКО

В этой мастерской по-художественному уютно: картины, краски, книги. Настоящий творческий макромир, где создаются микромиры, — карикатуры. Это мастерская Анатолия Петровича Василенко — украинского карикатуриста, художника, интересной личности, к тому же еще и читателя газеты «День».

Художественной деятельности Анатолий Петрович посвятил 50 лет. Он был главным художником журнала для детей «Перченя», работает в его взрослом аналоге — журнале «Перец», уже больше 40 лет создает карикатуры для «Сільських вістей». Его рисунки в разные годы публиковались в газетах и журналах — «Барвинок», «Малятко», «Крокодил», «Вітчизна», «Дніпро», «Корреспондент», «Kyiv Post» и др. Кроме того, Анатолий Петрович проиллюстрировал около ста книг для детей и взрослых.

Наряду с фотоматериалами «День» часто обращается к карикатуре, которая обычно не просто с неожиданного ракурса иллюстрирует ту или иную тему, а прибавляет ей новых ценных смыслов. Мы до сих пор публикуем рисунки Анатолия Казанского, ведь, несмотря на то, что его уже нет с нами, он оставил нам достаточно большую подборку своих пророческих рисунков. Поэтому нам особенно приятно было познакомиться с Анатолием Василенко и его роботами, которые заставляют улыбаться и одновременно задумываться над нашим украинским житьем-бытьем. Итак, «День» решил познакомить с этим художником наших читателей и поинтересовался мнением Анатолия Петровича о нынешнем состоянии украинской карикатуры и о ее будущем.

 

— В краткой автобиографии-предисловии к вашему альбому написано: «Родился на Полтавщине в селе с поэтическим названием Нижняя Ланна Карловского района в 1938 году. Соседнее село Федоровка дало миру космонавта Берегового, а наше — выдало на-гора меня, карикатуриста. С самого начала хотелось не просто рисовать, а рисовать смешно и весело». Звучит очень поэтично, а что из вашей детской жизни в первую очередь повлияло на вас как на карикатуриста?

— Конечно, картины сельской жизни, особенно специфический юмор. Вот, например, такая карикатура: подходит человек к табличке и читает: «Поздравляем, вы только что перешли через минное поле». Или такое: знакомятся девушка и милиционер. Она говорит: «Катя». А он: «ОМОН». Это такой особый характерный юмор, экстракт которого концентрируется в том числе и в карикатуре. В результате они выглядят абсурдно и смешно. А хороший юмор — не на грани абсурда, он в самом абсурде. Но это не все понимают.

— Уже долгое время вы работаете в «Перце» — известном своей въедливостью издании. Очевидно, именно там сформировался ваш ироничный стиль?

— Конечно, работа в журнале на меня повлияла. В нем я работаю уже почти 50 лет. Также «Сільські вісті», где я работаю тоже больше 40 лет. Когда-то, когда я только туда пришел, обо мне говорили: «Вот пришел молодой художник: розовощекий, красивый, худенький». А сейчас тех, кто это говорил, уже нет среди живых... «Перец» вообще можно считать единственным журналом, где карикатурист в советское время мог реализоваться. Туда ехали со всей страны. Так и я. Учась в Миргородском керамическом училище, присылал им карикатуры. Меня заметили. Потом взяли на работу. Сперва журнал интересовали определенные темы, которые они мне «заказывали», а впоследствии я отошел от тем, поскольку стал очень плодотворным автором.

— Если говорить о ваших учителях, кем они были? И есть ли сейчас у вас последователи?

— Последователей нет. Никто не хочет идти той тропой, которой шел я.

Это длинный путь, как по минному полю. Все ощупью, ощупью. Долго сомневаешься, ломается почерк, представление о хорошем и плохом, изменяются вкусы. Сейчас к карикатуре молодые художники у нас относятся очень пренебрежительно.

— В сегодняшней прессе карикатура появляется все меньше и меньше. А что вообще сейчас происходит с украинской карикатурой?

— «Перец» как «отец карикатуры» утратил свои позиции. Карикатуристы разбрелись по разным изданиям.

Есть сейчас и хорошие карикатуристы, но они работают с «бытовухой», некоторые из них пошли в рекламу, а есть такие, которые работают исключительно на конкурсы. А в печатных изданиях хороших карикатуристов почти нет. Для них рисунок уже не имеет значения, это всего-навсего иллюстрация, а не самостоятельный жанр. Из-за этого в прессе очень много серости.

Мои учителя — это уже покойные советские карикатуристы: Бронислав Малаховский, Борис Антоновский, Михаил Черемных — это мои звезды. Иван Семенов, который работал в «Крокодиле». С москвичами я познакомился еще тогда, когда учился. Они приглашали меня работать в «Крокодил», но я отказался, сказал, что не могу работать в Москве, потому что я — украинец, мне даже по-русски разговаривать сложно.

— Как думаете, способна ли украинская карикатура сегодня набрать обороты? Какие условия для этого нужны?

— Надо, чтобы на нее обратили внимание, как и на всю культуру. В «Перце» раньше был целый отдел карикатуристов. В то время постоянно проводились выставки, симпозиумы, конкурсы. Сейчас же отношение к карикатуре абсолютно другое.

Мне приходится рисовать много политических карикатур. Но ведь у нас, если карикатурист рисует на политические темы, он автоматически зачисляется в оппозиционеры.

Моя мечта сегодня — издать собственную книгу. Говорят, юмор — это здоровье, он излечивает. Так издайте карикатуры хорошим тиражом, и пусть люди посмеются. Это самое дешевое лекарство.

— Каким должен быть настоящий карикатурист? Нарисуйте, пожалуйста, его профессиональный портрет.

— Сложно говорить. Наверное, интересным, добрым, грамотным. Карикатура отдалена от детализации и ближе к условному, карикатура — это своеобразное состояние души. Итак, во-первых, художник должен быть человеком с хорошим вкусом. Во-вторых, с хорошей душой. Желательно, чтобы этот художник был «широкого формата». Почему карикатура близка мне? Потому что она прогрессивна. Когда в Советском Союзе был соцреализм, который сужал рамки, то карикатуре можно было, по сути, все. И эта свобода потом перекочевала в другие виды искусства.

— «День» довольно часто использует на своих страницах карикатуру. Кроме того, в серии изданий «Библиотека газеты «День» вышел альбом карикатур очень проникновенного художника Анатолия Казанского, который долгое время работал в газете. А как вы думаете, фотография или карикатура — что ярче отображает состояние современного общества?

— Казанский — потрясающий карикатурист. К сожалению, он умер. Но благодаря тому, что мы до сих пор видим его карикатуры на страницах, понимаем: то, что он сделал, — очень важное. По сути, он был философом и свое философское видение воплощал в газете. Когда смотришь на его рисунки, то каждый раз понимаешь их по-разному. Хотя я работаю больше в реалистическом стиле и в моих карикатурах нет таких философем, но иногда мне хотелось бы и так рисовать... Ведь одна такая карикатура иногда способна заменить большую статью. Кстати, «День» я начал читать именно из-за рисунков Анатолия Казанского.

— Какими эстетическими впечатлениями живете и вдохновляетесь? Что читаете?

— Я нахожусь в каком-то таком загоне. Как вол. Не распрягаюсь. Накуплю газет — и читаю. А на другую литературу совсем нет времени. Приходится жить в довольно жестком режиме, а мне хотелось бы рисовать не только карикатуры, но и пейзажи, животных и т.д.

— Как начинается ваш день?

— Хожу пешком. Захожу в магазин, покупаю сосиски для собак и котов. Кого-то из них я обязательно встречаю по дороге на работу. А осенью меня еще и галки встречают. Читаю прессу, общаюсь с животными, так и начинается мой день. А потом рисую-рисую-рисую, кажется, от юмора я уже осатанел...

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ