Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто поедет на «Евровидение-2011»?

НТКУ объявила о начале отбора будущего представителя от Украины на Международный песенный конкурс
22 июля, 2010 - 19:56

СМИ зареяли приглашениями, адресованными музыкантам, принять участие в кастингах с последующей грандиозной перспективой — представить Украину (то есть нас с вами, уважаемые читатели) на Международном песенном телевизионном конкурсе «Евровидение-2011», который состоится в Германии. Значит руководство НТКУ начало отбор — обещанное общенациональное действо.

Правда, начали его «не сразу после окончания конкурса в Осло», как было обещано, а немного погодя — вероятно, после появления в виртуальной сети жестких вопросов и соответствующих материалов. Но процесс пошел, и посреди лета на официальном сайте Первого Национального появилось официальное «Положение о национальном отборе на участие в песенном конкурсе «Евровидение-2011» .

Давайте внимательнее рассмотрим настоящий документ.

Первое, что сразу бросается в глаза — это пункт 1.2, в котором отмечено, что отбирать будем... «исполнителя песни», а не песню. Но «Евровидение» — песенный конкурс. «Положение...» разъясняет, что для этого будет проведен отбор в шесть этапов: первый — «информационный», второй — этап подачи заявок (до 19 августа) и формирования жюри (до 17 августа), дальше — этап кастингов (он пройдет 19—21 августа), следующий этап — полуфинальный (10 октября — 26 декабря); интересным кажется этап проведения туров по городам Украины (15 января — 26 февраля 2011 года), а финал запланирован на 27 февраля.

Как заявлено в рекламных роликах, участие в будущих кастингах могут принять «все желающие». Эти кастинги, конечно же, будут проходить в ночном клубе — как и положено. Действо будет проходить в течение трех дней — 19, 20 и 21 августа (между прочим, смешное совпадение! Нас ожидает телевизионная революция?) Из многолюдного потока желающих будут отобраны около 50 тех, кто в сентябре продолжит соревнование. Пока еще решается, в какой форме осенью будет продолжен отбор.

Интересной является публичная декларация: мол, «известные» украинские исполнители будут принимать участие в кастинге на равных с «простыми смертными»! Интересно будет на это посмотреть, ввиду того, что многие из тех «известных» просто не умеют петь!

Жюри будет сформировано из пяти-семи человек. Заявлено, что на общественных началах «...членами жюри должны быть специалисты в отраслях: музыки, телевидения, сценографии, вокального искусства, менеджмента шоу-бизнеса. Председателем жюри назначается уполномоченный представитель НТКУ». Учитывая это, позволю себе напомнить руководству НТКУ, что в нашей стране есть ряд профессионалов в сфере шоу-бизнеса и даже профессиональные союзы, которые их объединяют. Например, Союз звукорежиссеров Украины, членами которого являются сотни украинских специалистов во всех уголках нашей страны! Правда (и в этом случае это ой как веско!), эти специалисты занимаются музыкой, а не тусуются.

Почему важно обращать внимание на жюри? Вспомним перипетии отбора 2010 года. В конце 2009 года, понимая, что осталось совсем мало времени, временное руководство НТКУ принялось «заботиться о будущем», введя закрытый «внутренний отбор» и «назначив» представителем от Украины певца Лазаровича. Как результат — мощное общественное сопротивление. Но все призывы к президенту Ющенко повлиять на этот позор остались напрасными. Соответственно, сразу после президентских выборов было бы грехом не использовать такой «развеселый» медийный повод для активного самопиара нового руководства — и НТКУ, и государства в целом. Это и было сделано. Национальная телекомпания была искусственно лишена возможности использовать по собственному имиджевому и финансовому усмотрению свои уникальные права на бренд «Евровидения», зато все возможности были отданы на откуп коммерческим структурам.

Мы имеем и другие «интересные моменты». Украинское общество до сих пор не знает количества голосов, поданных за тех или иных участников отбора. Напомню, что во время финала отбора в прямом эфире две участницы набрали одинаковое количество баллов. Такие ситуации складывались в финалах «Евровидения» (скажем, в 1969 году в Мадриде песни аж из четырех стран — Испании, Великобритании, Нидерландов и Франции «победили», набрав одинаковое количество баллов). Именно поэтому евровизионные боссы и предлагают разделить голоса: 50% — зрители, 50% — жюри! Оценки жюри в любом случае должны быть разными (если кто-то набирает равное количество баллов — жюри переголосовывает), а значит ситуации с «равенством» голосов при профессиональной организации отбора возникнуть не может. К тому же, количественный и качественный состав жюри в других странах принципиально отличается от украинского околотусовочного.

Несколько слов относительно музыкального насыщения отбора образца 2011 года. На начальном этапе исполнители и коллективы могут петь что угодно. С осени телезрители должны слышать от них только ту песню или песни, которые будут предложены для исполнения в Германии. Напомню, эти песни нужно не только родить, но и качественно и интересно зафиксировать на носителях — то есть поработать в отечественных студиях звукозаписи. За чей счет, а, следовательно, — кому будут принадлежать все имущественные и неимущественные права на произведения? Руководство НТКУ объяснило, что все имущественные права на песню от Украины до завершения финала конкурса передаются НТКУ. А другие права? А что с ними будет после финала? Ведь автор уже неоднократно отмечал, что интересный аудио- и видеопродукт в формате CD и DVD создать можно. Но уже в течение многих лет на Первом Национальном этим упрямо не хотят заниматься. Как ни занимаются вопросами сопутствующих продуктов: коммерческим использованием символики, названия и товаров с ними. То, что НТКУ планирует провести концертный тур самых лучших певцов по более чем 20 городам Украины — это уже весомый прорыв. Таким образом собираются «приучить к артистам» телезрителей, ведь с октября им предложат выбрать и песню и исполнителя для «отправления» в Германию. В целом это будет достаточно серьезная промоция для отечественной музыки, да и наших исполнителей и авторов. Прибавлю, что проект общенационального отбора на «Евровидение-2011» получил и достаточно широкую радиоподдержку ряда отечественных радиостанций, которые, так сказать, отдают преимущество музыкальной продукции соседних государств. Поэтому, есть основания надеяться, что отныне они несколько расширят свои и знания своих слушателей об украинском шоу-бизнесе. Объявлено и о весомой печатной медиа-поддержке в ряду изданий.

Поскольку было заявлено, что в кастингах может принять участие «... любой человек, имеющий талант и желающий представить Украину на «Евровидении», сразу заинтересовались, будут ли допущены к участию в общенациональном украинском отборе граждане-певцы (не авторы, а именно исполнители или коллективы) из других стран? («Положение...» отвечает однозначно — «не может» и это радует); будут ли принимать участие в отборе отечественные исполнители, которые уже избрали для себя, чей флаг защищать, — то есть те, кто представлял чужие страны на международном уровне? (об этом в «Положении...», к величайшему сожалению ни единого слова).

Достаточно «размыто» упоминается в «Положении...» и вопрос языка исполнения конкурсных песен. Цитирую: «обеспечить исполнение песни на любом языке». Что значит эта формулировка?

Все эти детали являются важными потому, что «Евровидение» — это единственный конкурс в Украине, который предоставляет украинским певцам такие широкие возможности. Похоже, руководство НТКУ это понимает, поскольку, чуть ли не впервые, об отборе было заявлено публично. И это радует!

Кроме того, если будущий победитель кладет на свои плечи достаточно весомый финансовый, творческий и моральный груз, то Первый Национальный берет на свои плечи обязательство проводить общенациональный отбор и обеспечивает многочасовой общенациональный эфир. Поэтому радует, что в «Положении...» достаточно жестко отмечено: «НТКУ имеет право без предупреждения отстранить участника от участия в конкурсе в случае нарушения им этого положения, требований правил Международного конкурса, невыполнения любых указаний НТКУ, связанных с участием в конкурсе». Отечественный шоу-бизнес наконец-то должен понять, кто руководит процессом!

К сожалению, финансирование евровизионных проектов опять не закладывается в бюджет. Поэтому, основная надежда — на работу с будущими спонсорами, хотя автор убежден, что государство должно четко гарантировать финансирование евровизионных проектов как телепроектов особой государственной важности. А пока что с сентября — октября обещают эфиры каждую субботу в вечернем прайм-тайме. Поэтому ждем осени!

Александр ЗЫРИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ