Открытие в понедельник в Киеве Российского медиа-центра вызвало большой интерес среди украинских журналистов. О том, что это событие назрело и в равной мере важно как для Украины, так и для России, говорили все присутствовавшие на открытии. Так посол РФ в Украине Виктор Черномырдин сказал, что созданный медиа-центр будет способствовать «открытому общению людей разных рангов» из России и Украины, что поможет им создать собственное мнение о процессах, происходящих в двух странах, а также взаимному сближению Украины и России. Никто не заинтересован в том, подчеркнул в свою очередь президент Медиа-союза работников СМИ России Александр Любимов, чтобы информация, которой будет заниматься центр, была пропагандой — будь-то российской или украинской. Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский связал новый проект с поиском новых форм для присутствия России в Украине и Украины в России, так как обе наши страны, по его словам, — это «единая информационная держава — Европа». При этом выступавшие подчеркнули, что открытие центра не связано с выборами в украинский парламент. Среди задач нового медиа-центра — помощь украинским и российским журналистам в поиске информации по интересующим их темам в Украине и России, проведение круглых столов, семинаров, пресс-конференций, презентаций по актуальным вопросам российско-украинских отношений и внутренней политики двух стран. Пока это первый и единственный подобный информационный центр другой страны в Украине, который, по крайней мере, декларирует свою незаангажированность и, судя по всему, готов стать пробным камнем для внедрения своего рода народной дипломатии. Участие в этом проекте Глеба Павловского, не скрывающего тех пиаровских услуг, которые он сейчас предоставляет в Украине, безусловно, настораживает. Сам же Глеб Олегович всячески настаивает на «чистоте эксперимента» своего очередного детища.
Вряд ли скоро в какой-либо стране мира откроется хотя бы один подобный украинский центр — ни по частной, ни по общественной, ни по государственной инициативе. Такое впечатление, будто Украина предпочитает вообще не проявлять никаких инициатив, оставляя другим возможность «лепить» свой образ за рубежом. Что, впрочем, происходило все предыдущие десять лет, когда свою заинтересованность в украинской «буферной» зоне активно высказывали те же американцы, немцы, поляки. Теперь пришел черед северных соседей. Показательно, что Российский медиа-центр является инициативой общественности и частного капитала, порожденной, кроме всего прочего, и желанием российского политикума видеть Украину в числе равных партнеров. Само же открытие данного центра не случайно происходило в день, когда Владимир Путин объявил 2002-й год Годом Украины в России, а участие в презентации посла РФ подчеркнуло, насколько важна данная акция для российского государства.
Безусловно, такая форма сотрудничества двух стран — не только удачное ноу-хау, но и хороший политический ход. Но — в связи с этим возникает ряд вопросов. Существует ли сегодня в России заказ на информацию о новой Украине? Будет ли эта информация объективной и каковы механизмы ее передачи? И, наконец, готова ли Украина к такому сотрудничеству? Об этом — в ответах «Дню» участников мероприятия.
Виктор ЧЕРНОМЫРДИН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Украине:
— Нам очень не хватает правды друг о друге. На собственном опыте убедился, что здесь мало знают о России, но, как оказалось, в России об Украине знают еще меньше. Наше представление друг о друге скорей можно назвать виртуальным. Вроде бы все знаем друг о друге — и в то же время — ничего. Например, часто в СМИ режет слух выражение «экспансия российского капитала». Во-первых, когда я работал в российском правительстве, моей задачей было сделать наш рынок привлекательным, чтобы к нам шел иностранный капитал. Во-вторых, по большому счету, сегодня нельзя говорить о том, что российский капитал идет в Украину, — скорее надо опасаться, что российский капитал идет мимо Украины . Следует согласиться, при том, что большинству украинцев доступны российские телеканалы, газеты, в России нет никакой украинской информации. Я согласен, чтобы СМИ были без границ, но все-таки — с национальностью. Они должны работать откровенно, прозрачно, без компромиссов. Что же касается выборов, то очень важно, чтобы в парламенте было как можно меньше дураков — тогда дела решались бы быстрее. И поэтому в предвыборный период велика роль СМИ — как у вас, так и у нас.
Вячеслав ИГРУНОВ, депутат ГД ФС РФ, заместитель председателя комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками ГД ФС РФ, глава Общественного совета украино-российского сотрудничества:
— Изменение позиции верхов в значительной мере связано с давлением снизу. Я сам на протяжении многих лет пытался изменить отношения администрации президента, которая контролирует внешнюю политику нашей страны — изменить отношение к Украине. И мне это не удавалось. И думаю, если бы не было нарастающего давления, то никогда не удалось бы. Но вот уже в конце прошлого года почувствовалось, что к этому прислушиваются. Это интересно — но ничего не делали. И наконец наступило такое время, когда это давление, да и вспышка интереса, связанного с кризисом в Украине, привела к тому, что верхи сказали: да, мы тоже готовы. Когда готовы верхи, то общество безусловно готово. Те перемены, которые происходят в отношениях между Россией и Украиной, дают уверенность в том, что все изменится к лучшему. К сожалению, на пути сближения стоит пресса. Я с болью смотрю на российскую прессу: в оценке украинских событий она утратила чувство реальности. Еще хуже обстоят дела в Украине — здесь со стороны журналистов я ощущаю заданность, негативизм.
Елена ЗЕЛИНСКАЯ, вице-президент Медиа-союза, генеральный директор информационного агентства «Северо-Запад Медиа» (Санкт- Петербург):
— Думаю, что социальный заказ на информацию о новой Украине реально существует. Именно нами для работы здесь выявлены лучшие украинские кадры — чтобы для российского зрителя и читателя представить реальный образ вашей страны. Но, мне кажется, понятие социального заказа в этом случае — устаревшее. Правильнее говорить о тенденциях. Тенденция есть — мы ее чувствуем. Думаю, что в Украине журналисты ее тоже чувствуют. Значит, наша задача — эту тенденцию сделать ярче. Мне кажется, что потребителем продукции этого центра будет не праздный зритель, я бы сказала — более активная часть общества.
Александр КОЛОДИЙ, президент Российского медиа-центра в Украине:
— Главный лозунг центра — профессионализм, поэтому отсюда будет идти информация оперативная, четкая, правдивая и полная. Для этого в Украине есть достаточное количество источников информации: агентства, телеканалы, электронные издания. С ними мы заключим партнерские соглашения. Технически это будет сделано через Интернет-ресурс, через видеоконференции и, конечно же, интервью с представителями украинской власти, которые тоже будут появляться в России. Центр не ставит перед собой каких-либо политических задач. Задачи перед нами — исключительно информационные, для того, чтобы в Россию шла полноценная информация, которая позволит людям, ответственным за принятие решения, лучше понимать процессы, происходящие здесь. Журналисты же, которые едут сюда на несколько дней (что слишком мало, чтобы разобраться в ситуации), будут владеть ею еще до приезда сюда.
Влад РЯШИН, генеральный продюсер, председатель правления телеканала «Интер»:
— Подобный центр в Украине — это источник информирования внутри страны, то есть речь идет о формировании и передаче в Россию отсюда первичной информации. Возможное неправильное информирование россиян об Украине, по-моему, связано с вторичностью информации, которая туда поступала до сих пор. Мы имеем свою большую корреспондентскую сеть в регионах, и если медиа-центр обратится к нам за информацией — мы, конечно, окажем помощь, поскольку информирование российских СМИ и российских граждан из первых рук — позиция, которая интересует и нас как граждан Украины.
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Центра современной политики и конфликтологии:
— В России появились вменяемые политические силы, которые не столько готовы, сколько собираются быть готовыми к этому. И прежде всего президент Путин, который поощрил всю деятельность, направленную на то, чтобы понять, что на самом деле происходит в Украине. Так случилось, что последние пару лет в Москве оказались влиятельными те люди, которые могли помочь понять Путину важность этой темы. Это при том, что сегодня объективно Украина мало кому становится интересной в геополитическом смысле из-за того, что Россия резко пошла на сближение с Западом и Соединенными Штатами. Это как бы переворачивает всю украинскую геополитику. Если раньше она была буфером между Западом и Востоком и пользовалась игрой на двух векторах в своих интересах — причем довольно успешно, то теперь возникает довольно опасная ситуация, когда буфера нет — и нет Запада и Востока, а есть скорей Север и Юг. Остаться вне Севера — вот главная опасность для Украины. Мы должны быть заинтересованы, чтобы этим паровозом, запущенным 11 сентября на сближение России и Запада, ехать вместе с северными соседями. Но с нашей стороны это сближение особого энтузиазма не вызывает. Поэтому тем более важно такое активное взаимодействие с Россией на этом этапе. И, думается, год Украины в России как раз предоставляет такую возможность.
Никто не знает, год какой именно Украины будет проводиться в России: у нас начинается избирательная кампания, и никто не может предсказать ее результаты. От того, как закончится избирательная кампания, зависит, какой будет Украина. О новых принципах построения отношений Украина — Россия в будущем сейчас говорить трудно. Можно надеяться, что это проявится во время избирательной кампании у какой-нибудь из политических сил. Но пока этого, к сожалению, нет.
Глеб ПАВЛОВСКИЙ, глава Фонда эффективной политики:
— Мы будем рассказывать о «новой», «независимой», «нашей», «социал-демократической», «народной» — о всех видах Украины, которые присутствуют здесь в общественном мнении и политическом сообществе. Если вести речь о том, насколько объективной будет наша информация, то журналист, как я считаю, в своей работе не добивается объективности информации, а ее обоснованности. Если он говорит о чем-то достаточно ясно, обоснованно и достаточно интересно, то тем самым объективность — это конечный продукт того, что получается. Вся украинская пресса сегодня состоит из односторонних утверждений: журналистика предпочитает выбирать что-то настолько одностороннее, чтобы оно казалось и интересным, и объективным. Политическое сообщество — это гражданский авангард общества, это ответственные и несколько более озабоченные развитием граждане, чем просто соседи по карте, поэтому наличие политического заказа на информацию о новой Украине, по- моему, говорит о том, что через некоторое время возникнет и общественный. Политики могут сформулировать общественный заказ — они не могут его создать.
Александр РОДНЯНСКИЙ, генеральный продюсер телеканала «1+1»:
— Для России такая активная нынешняя позиция по отношению к Украине — принципиально важна. Она сегодня практически осмыслена российской стороной. Для нас важно — насколько она практически осмыслена в Украине. Что мы хотим добиться в наших явно укрепляющихся, сближающихся отношениях с Россией? Если система национальных интересов и приоритетов очевидна, то этот процесс, бесспорно, позитивный для Украины. Если же мы станем как бы заложниками одностороннего движения, то оно не будет плодотворным. Говоря проще: мы должны быть готовы представить со своей стороны некие собственные взгляды, позиции и цели, которые мы практически, не без энергии реализуем в России. Нам важно это соседство, нам важна эта страна — это очевидно. Поэтому, если мы жили десять лет, как бы делая вид, что мы не соседи, а сегодня как бы открыли вновь этот факт — то давайте научимся извлекать из этого взаимную пользу.
Безусловно, объявленный год нашей страны в России будет годом той Украины, которую Россия хочет для себя видеть: бесконечно дружественной, той, экономические интересы которой во многом едины с интересами российских инвесторов и компаний. Той Украины, которая может участвовать в совместных политических движениях на международной арене, и той, с которой будет осуществлена нынешняя российская политика движения в Европу и интеграции в международный контекст. Долгое время Украина была ближе к Западу, чем Россия: мы были под большим впечатлением от польских успехов, чем от российских. В один или полтора последних года все изменилось — мы отстаем именно в процессах интеграции в европейский и мировой контекст. Последние события показывают, что Россия почувствовала себя мировым игроком. А Украина должна находить себя в новых рамках. Это вопрос сложный. Россия сегодняшняя — это вызов Украине.
К читателям. Открытие Российского медиа-центра в Украине — это еще одно ощутимое свидетельство нового этапа в развитии отношений между нашими двумя державами. «День» предлагает читателям поделиться своей точкой зрения на проблемы, высказанные в данном материале. Наш адрес: 04212, Киев-212, ул. Маршала Тимошенко, 2л; e-mail: [email protected]