Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Квотная... музыка

или Почему актуальная инициатива Вячеслава Кириленко перессорила отечественный шоу-бизнес
1 апреля, 2016 - 12:47
К ИСТОРИИ ВОПРОСА. ЕЩЕ В НОЯБРЕ 2011 ГОДА КИЕВЛЯНЕ ВЫШЛИ НА АКЦИЮ ПРОТЕСТА ПРОТИВ ЗАКОНА, КОТОРЫМ ПРЕДУСМАТРИВАЛОСЬ СОКРАЩЕНИЕ УКРАИНСКОЙ АУДИО- И ВИДЕОПРОДУКЦИИ В УКРАИНСКОМ ЭФИРЕ ВДВОЕ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
ВЯЧЕСЛАВ КИРИЛЕНКО
ВЯЧЕСЛАВ КИРИЛЕНКО

Нешуточный скандал на этой неделе разгорелся в украинском шоу-бизнесе. Причина — так называемые «квоты Кириленко». Еще в начале января вице-премьер-министр культуры Вячеслав Кириленко призывал депутатов принять изменения к законодательству, которые бы позволили отбирать лицензии у FM-радиостанций, если те не будут транслировать в эфире песни на украинском языке. Цель у правительственного чиновника благородна — стимулировать развитие и поддержку украинской музыки. А вот средства, которыми он решил «расшевелить» рынок, насторожили как экспертов, так и исполнителей, не говоря уже о самих радиостанциях, руководство которых прогнозируемо осудило инициативу.

Да, увеличить количество украиноязычных песен на радио Кириленко планирует изменениями в законопроекте №3822 «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» (касательно части песен государственным языком в музыкальных радиопрограммах и радиопередачах)», каторый был зарегистрирован 28 января народными депутатами Олегом Медуницею («Народный фронт»), Игорем Артюшенком («Блок Петра Порошенко»), Иваном Крульком («Родина») и Олегом Ляшком («Радикальная партия»). Законопроект предлагает принцип «двойного квотирования». С одной стороны, он направлен сохранить требование трансляции 50% музыкальных произведений украинских авторов. С другой — внедрить квоту песен государственным языком в размере 75% от общего объема песен украинских авторов и исполнителей. При этом радиоорганизации должны будут обеспечивать соблюдение такого соотношения равномерно в течение всего эфирного времени.

Ряд украинских исполнителей сразу высказались в поддержку инициативы квотирования, в частности публично заявила о своей позиции по этому поводу Антон Мухарский, Александр Ярмола, Иван Леньо, Тарас Компаниченко, Сашко Лирник и другие. «Вопрос присутствия «русского мира» в эфире наших радиостанций очень наболевший и актуальный, поскольку единственным маркером украинства может быть только язык, других маркеров нет. Поэтому просто необходима поддержка государства относительно введения квоты 37,5% для украиноязычного музыкального продукта», — заявил Антон Мухарский.

Однако на этой неделе в медиа распространили публичный лист исполнителей, которые «против», — таких 55! Они категорически осудили инициативу Кириленко, ведь убеждены, что инициатива министра — банальный популистский шаг, и реально выполнить ее, даже если это будут предусматривать изменения в законодательстве, будет невозможно. Среди тех, кто подписал документ — Андрей Хливнюк, Дмитрий Шуров, Alloise, группа Dvoe, Тина Кароль, Светлана Лобода, Ирина Билык, Виктор Павлик, Виталий Козловский, группа Lama, Наталия Могилевская, группа The Hardkiss, Злата Огневич, Алексей Потапенко (Потап), Руслан Квинта и другие. Это письмо буквально взорвало Интернет, в котором тысячи украинцев обвинили подписантов в работе на врага. Да и сами музыканты — те, что «за» квоты, и те, что «против», на протяжении недели публично перессорились.

«О квотах, патриотизме и адекватности. На сегодня из восьми песен в эфирах всех радио Украины звучит только ОДНА украинская песня! Внимание — ОДНА!!! Министр культуры Кириленко предложил ввести квоту, где из восьми — ТРИ будут украинскими. Медийщики, очевидно пророссийские, подняли шумиху — это понятно и предсказуемо. Но вот как на такие заявления реагировать? Разве что фразой Тараса Григорьевича — «гірше ляха свої діти її розпинають...» — написал в «Фейсбуке» лидер группы KOZAK SYSTEM Иван Леньо.

Едва ли не дошло до ссоры и на заседании парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информационной политики, где 30 марта обсуждали инициативу квотирования украинской музыки на радио. В результате — авторам проекта №3822 члены комитета посоветовали доработать его и представить в компромиссном варианте.

В действительности поднятая проблема и ссоры вокруг нее, что так изысканно смаковали украинские медиа, — не такая однозначная, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, поддерживать информационное пространство, в частности украинскую музыку, в эфире радио нужно, ведь в настоящее время в эфире FM-радиостанций лишь 5% песен украинским языком. С другой — действительно ли найдется 75% качественных и популярных украиноязычных произведений украинских исполнителей? Не «затрут ли пластинку» теми же произведениями радиостанции? И, в конечном итоге, почему, говоря об украинской музыке на радио и необходимости ее квотирования, речь, по большей части, идет лишь о песенном жанре? С этими вопросами «День» обратился к музыкальным экспертам.

КОММЕНТАРИИ

«ИНОСТРАННАЯ МУЗЫКА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО РУССКАЯ»

Галина СТЕПАНЧЕНКО, известный музыковед, доктор философии искусства:

— Как музыковед, который занимается историей украинской музыки, современными тенденциями, считаю, что украинская песня на украинском языке — и авторская, и народная — настолько самодостаточная и ценная, что может легко занимать 60% эфира отечественного радио. Но нужно понимать, что есть много произведений из Франции, Германии, России... которые должны звучать языком оригинала. И здесь компромиссов быть не могут. Если, скажем, опера написана во Франции, она в украинском оперном театре будет звучать на французском; если в России — на русском. Это — мировой стандарт. Поэтому, по моему мнению, предложенные 50% иностранной музыке должны звучать языком оригинала, но давайте откровенно говорить, что иностранная музыка — это не только русская, и не только эстрадная.

Украинская музыкальная культура уже давно интегрирована в мировой контекст, но в самой Украине, как ни парадоксально, ее почти никто не знает. И радио также несет за это ответственность. Да, безусловно, лишь исполнитель имеет право выбирать, каким языком петь. Та же Джамала, к примеру, прекрасно поет не только на русском, но и на крымскотатарском и английском. Но, невзирая на вкус исполнителей, есть такая страна — Украина, и она имеет абсолютно все основания защищать свой культурно-информационное пространство. Поэтому в целом, после доработки, я одобрительно оцениваю инициативу Вячеслава Кириленко. Если мы не будем культивировать украинскую песню, будет меняться наше сознание.

Кстати, в Национальный союз композиторов Украины обратилась Киевская городская государственная администрация с просьбой помочь подобрать украинскую музыку, которая могла бы звучать в городском транспорте. Мы «бросили клич» — и уже собрали невероятный пласт прекрасных произведений. Может, и радиостанциям нужно выйти за пределы своего «форматного видения»?

«УКРАИНСКУЮ МУЗЫКУ НЕЛЬЗЯ ОГРАНИЧИВАТЬ ПЕСЕННЫМ ЖАНРОМ»

Леся ОЛИЙНЫК, музыковед:

— Почему речь идет только о песенном жанре, преимущественно — об эстраде? Если украинская музыка воспринимается только через эстрадный жанр, то о какой квоте и здравом смысле мы вообще можем говорить? Если на радио вообще не звучит наша выдающаяся музыка, например произведения Сильвестрова, Скорика... Музыка, которую знает весь мир. Украинская музыка — это не только песенный жанр. Я против того, чтобы говорить о квотах на нашу музыку, ограничивая ее лишь маленьким «островком». Прежде чем серьезно говорить о квотировании, инициаторам нововведений нужно прописать четкое определение сроков. В таком сыром виде я против квот. Нужно брать украинскую музыку во всем огромном ее массиве — как контекста важного пласта мировой культуры.

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ