Ключевым событием теленедели, безусловно, было празднование 61-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. По традиции к 9-му мая украинские телеканалы приурочили показ множества старых советских и разной степени новизны российских тематических художественных фильмов. По традиции же, показали шествие ветеранов войны по Крещатику. А вот комментарий Первого Национального к этому мероприятию был очень уж нетрадиционным и малопрофессиональным. Один из примеров — фраза о частичной реабилитации Муссолини в Италии. Комментатор, разглагольствуя об отношении к этой дате в Европе, договорился до того, что «до сих пор не ясно, кто победил, кого победил»... Было бы не ясно, пожалуй, не довелось бы ему комментировать...
Запомнился, но уже по иному, и сюжет Светланы Таракановой («1+1») о несостоявшемся ветеранском параде в одном из украинских сел, где в живых на сегодня осталось всего- то четверо ветеранов (причем, один из них прикован к постели). Из-за сильного дождя ограничились возложением венков и скромным угощением от сельского головы. Единственную в селе женщину- ветерана последний подвез домой на своей машине. Мужчины же решили отправиться домой самостоятельно, под дождем — эта картинка осталась в памяти, как немой укор в том, что после очередной годовщины о них, как и о других ветеранах, возможно, забудут до следующего Дня Победы...
А вот «Интер» к этому дню подготовил спецпроект «Спасибо за Победу!», участники которого, известные в Украине люди, сидя на бревнах у костра, делились воспоминаниями о войне. Те, что постарше, — из своего детства, те, что помоложе, — вспоминали рассказы о войне переживших ее родных и близких.
Так, известная спортсменка, олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Лилия Подкопаева поведала о том, как ее бабушка, жившая под Полтавой, после оккупации немцами ее села, вынуждена была вместе с другими детьми (бабушке тогда было около семи лет) готовить еду для немецких солдат — в то время, как сами дети недоедали. Слушая этот рассказ, Лилия Подкопаева, по ее признанию, подумала: «А я сейчас имею возможность сидеть на этом стуле, есть бабушкин вкусный пирог. ...знаете, наверное мы недооцениваем эту жизнь».
А мама оперного певца Владимира Гришко, работавшая во время войны на фабрике в Ганновере и изготавливавшая снаряды, однажды не выключила на работе свет — то ли забыла, то ли сделала это специально, и авиация союзников разбомбила эту фабрику. По словам Владимира Гришко, она в одной сорочке убежала ночью от наказания и была спасена немкой, подобравшей ее в поле.
В свою очередь, народный артист Украины Николай Олялин поделился личными воспоминаниями. Он родился за месяц до войны, но в его памяти крепко осело, как мимо его дома проходили люди, возвращавшиеся с войны, — «кто без руки, кто без ноги, слепые возвращались». Когда они сидели за столом, вспоминали о войне и плакали, он, маленький мальчик, не понимал, почему так горько плачут взрослые мужчины. А сейчас, по признанию актера, одно слово, одно воспоминание о войне уже вызывает у него слезы — «потому, что день ото дня все меньше и меньше остается людей, которые прошли эту жестокую войну и которые подарили нам вот эту замечательную, потрясающую жизнь».
Могут возникнуть сомнения относительно того, насколько уместным было приглашение для участия в подобном проекте отдельных персонажей, ассоциирующихся преимущественно с «желтоватым» телевидением (проблема — не в самих людях, а исключительно в устойчивых ассоциативных связях). Возможно, и творческое воплощение идеи местами оставляло желать лучшего. Но вряд ли можно оспаривать то, что именно личное измерение Великой Отечественной войны через воспоминания самих ветеранов и их потомков, а вовсе не освещение официальных мероприятий и философствование экспертов в студиях, наиболее уместно на телевидении в День Победы. Ведь именно благодаря личным воспоминаниям жива общая память о Великой (несмотря на все попытки приуменьшить и «переосмыслить» ее значение) Победе. И, увы, как раз этого измерения на ТВ было не так уж и много.