Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Людмила ЗАСЕДА: «Почерк не формируется в работе над «правильными» текстами

17 августа, 2012 - 12:14
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На фоне изменений, которые переживает журналистика, дискуссий относительно будущего медиапространства на второй план отходят, казалось бы, простые, но в то же время необходимые вещи — стиль, вкус и ощущение текста, глубина мыслей... Конечно, для некоторых все это — само собой понятно, органично. Но не для всех.

На факультетах журналистики и на медиа-тренингах чрезмерное внимание обращают на то, с какой платформы лучше будет продаваться информация, какой будет роль блогеров, вместе с тем не многие говорят, что журналисту помимо всего прочего важно оттачивать почерк, вырабатывать чутье языка, внимание к деталям. Поэтому и текстов, а особенно репортажей, которые впечатляют, становятся знаковыми, памятными, в украинской журналистике все меньше, а журналистов общенационального масштаба, которые стабильно держат своего читателя, можно перечислить по пальцам.

Поэтому среди лекторов, которых «День» пригласил пообщаться с участниками Летней школы журналистики, была Людмила Заседа — журналист с невероятным опытом репортерской работы, поражающим стилем и вкусом к жизни. Пани Людмилу главный редактор «Дня» называет «репортером от Бога». Это редкий случай, когда человек умеет замечать жизнь, пропускать ее сквозь себя и создавать живые, чрезвычайно энергичные и богатые деталями тексты. В газете Людмила Заседа уже шесть лет ведет рубрику «Послевкусие», которая имеет среди других материалов свое неповторимое лицо.

Собственно, о том, насколько важен для журналиста собственный почерк и как его формировать, что является залогом живого, энергичного текста, участники Летней школы общались с пани Людмилой.

— Почерк не появится за минуту, — говорит она. — Надо быть очень внимательным к чужим текстам, каждую фразу разглядывать под микроскопом, осмысливать, чем она поразила, взволновала. Материал — это, в определенной степени, одежда для мыслей и жизненного опыта. Нужно собрать этот наряд с помощью деталей. Почерк появляется не тогда, когда делаешь спокойный, «правильный», логичный материал, а тогда, когда пишешь и чувствуешь, что тебе то холодно, то жутко... И обычно каждый автор должен найти свою нишу, чтобы его материалы не были абстрактными.

Юлия ЯРУЧИК, Национальный университет «Острожская академия»:

— В своих колонках вы часто делитесь собственным виденьем определенной общественной проблемы. Скажите, пожалуйста, как сделать это виденье ненавязчивым и вместе с тем актуальным и интересным?

Людмила ЗАСЕДА: — Для автора важным является ощущение меры. Когда пишешь собственную колонку, легко перейти предел. Я этого себе не позволяю. А еще в текстах должна быть интрига и определенный толчок, хотя всегда нужно хорошо взвешивать свое виденье той или иной ситуации. В моих материалах много фантазии, я не называю никаких фамилий, но все ситуации — реальные. А когда не знаю, о чем писать, выхожу в город, наблюдаю и думаю. И идеи появляются! Просто «Послевкусие» совпало с моим ощущением жизни.

Анна СВЕНТАХ, Львовский национальный университет им. И. Франко:

— Бывает так, что у молодых журналистов уже сформировался собственный стиль и вкус, но они не имеют права голоса только в силу своего возраста. Можно ли как-то изменить этот стереотип?

Л.З.: — Молодые журналисты могут быть кое в чем наивными, но очень талантливыми. В юности человек почти ничего о себе не знает. Для него важно, чтобы кто-то похвалил его. Это помогает укрепить веру в себя. Хорошо по этому поводу прозвучал Богдан Ступка: «Человек не летает, а крылья имеет...». Но эти крылья за один день не вырастают. Газета «День» — молодец, что поддерживает молодежь. Я бы даже сказала, что мы все — в школе «Дня». И меня это устраивает. Важно, чтобы было интересно, чтобы не тянуть лямку ни дома, ни на работе. Это большое счастье.

«МЫ ВСЕ — В ШКОЛЕ «Дня». И МЕНЯ ЭТО УСТРАИВАЕТ»

А. С.: — Каким образом журналистам, выработавшим благодаря длительной практике свой стиль, удается не повторять художественные образы в каждом следующем материале?

Л. З.: — На самом деле это большой труд — писать без повторов. Например, я пытаюсь запоминать, какую мысль я уже использовала. Хотя, с другой стороны, повторов очень сложно избежать, ведь жизнь у нас тоже подобная. В целом, желательно себя контролировать. В этом поможет какой-то толчок, событие, впечатление. И вы себя не узнаете! Я, например, не работаю с диктофоном. Не люблю. Иногда беру его, когда нужно делать большие материалы, а вообще стараюсь все запомнить, в частности тон, настроение, мелочи... Когда работаешь с диктофоном, «цвет лица» материала меняется, он становится солидным, правильным, но трепетность теряется. А я не хочу пропускать важные детали...

Репортаж получается удачным, если ты сел — и сразу его написал. Такие материалы консервировать нельзя. Впечатление нужно мгновенно выразить. Это даже не работа — только садись, и все, что в тебя вошло, отдай. Если не воспринимать написание статьи как работу, тогда она будет хорошей.

Марта КОВАЛЬЧУК, Львовский национальный университет им. И. Франко:

— Кого из классиков и современных писателей нам стоит читать, на что обращать внимание, чтобы выработать образное, объемное мышление?

Л. З.: — Сегодня, к сожалению, гениев не так много. Конечно, я могу ошибаться. Для меня гений — Богдан Ступка. Это случай, когда не надо объяснять или писать на ярлычке: «Это гений». Среди творческих людей, особенно молодых, много тех, кто на каждом перекрестке кричит: «Я — гений!». Мы поневоле начинаем сомневаться: может, действительно, раз о нем так говорят? Но настоящий гений не кричит.

Я всю жизнь читаю Голсуорси. Уже знаю его наизусть. Открываю, где захочу, — и он мне все расскажет. Еще Шелдон. Знаете, я люблю книги, которые потом долго будут мне помогать. Книжка, которую вы любите, должна любить и вас.

М. К.: — Можете ли вы законсервировать свои впечатления и эмоции, а затем использовать их в своем материале?

Л. З.: — Я такой «консерватор»! Это «консервирование» стало частью моей жизни. И вы «консервируйте» то, что интересно. Ведь намек на впечатление случается очень часто.

М. К.: — А как относительно современных репортеров? Сегодня многие практикуют литературные репортажи, где большое внимание обращают на детали. Имеете ли какие-то образцы для себя?

Л. З.: — Знаете, я не анализирую. Просто иногда меня что-то поражает. Я люблю «День». Здесь печатают массивные, глубокие, познавательные тексты. У «Дня» есть свое благородство, и оно требует детализации. Это выше журналистики. Журналистика не так глубока, она не успевает за «Днем».

Эльвира МАТРОСОВА, Киевский государственный университет им. Т.Шевченко:

— Что лучше для молодого журналиста: работать фрилансером на разные издания или постоянно в одной редакции?

Л. З.: — Если хочешь быть объемным, чтобы тебя было видно, то нужно «дружить» с одной газетой. И там вырабатывать, шлифовать свой стиль, добывать первых постоянных читателей. Но прекрасно, когда человек может писать по-разному в разные издания.

А. С.: — Насколько может женщина-журналист совмещать работу и семью?

Л. З.: — Конечно, есть взаимоисключающие периоды. Но если очень хотеть, то силы вырастают. Силы у женщины безграничны, ведь ей нужно много сделать. Бог так дает. И это спасает, помогает не потерять профессию. Без профессии очень пресно, тускло, никак.

Татьяна АВДАШКОВА и Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ