Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мастер гравюры и экслибриса

2 марта, 2012 - 12:04
БОРИС КУНОВСКИЙ / ЭКСЛИБРИС БОРИСА КУНОВСКОГО

1 марта исполнилось 10 лет, как ушел из жизни Борис Куновский. Летом ему исполнилось бы 85.

Известный во многих странах мира художник, непревзойденный мастер экслибриса и гравюры, колоритный живописец, Борис Павлович жил в своем домике на тихой улице старого рудного поселка близ станции Роковатой. Жил, как и каждый настоящий художник, обходя повседневную суматоху и будничную мелочность жизни, уединяясь в благословенной тишине своей творческой мастерской. Стены мастерской художника дышали тишиной и немножко лесом. Они не только, как говорят, «помогали» хозяину, но и очаровывали гостя, который попадал в поистине необычную мастерскую-музей. Это ощущение создавали не только работы мастера, но и старинное «вольтерьянское» кресло, книги, цветы, резцы, кисти, палитра и опять — цветы... цветы.

Родился Борис Павлович на Криворожье 10 июня 1927 года. Детство и юность прошли в селе Зеленом. Рисовать начал рано, но после школы на жизнь надо было чем-то зарабатывать, и он окончил геологический факультет Криворожского горнорудного института (теперь КТУ). Но жажда к рисованию не покидала, и в 1958 году, имея уже семью и двух дочерей, Борис Куновский поехал поступать в Московский полиграфический институт на факультет художественного оформления книг и журналов. Мечтал быть мультипликатором. Но окончить престижный вуз помешала тяжелая болезнь. По возвращении работал художником-оформителем в криворожском Доме науки и техники, художником на руднике им. Розы Люксембург.

С 1969 года начал заниматься экслибрисом, впоследствии специалисты стали признавать его как самобытного автора. Работы Бориса Куновского экспонировались в Чехии, Швейцарии, Польше, Канаде, Бельгии, Великобритании, неизменно завоевывая почетные дипломы и премии. Работы криворожского художника вошли во многие престижные европейские и американские каталоги и альбомы.

Ему писали из разных городов мира: Рима, Торонто, Варшавы, Люблина. Киево-Могилянская академия за создание книжного знака, посвященного основателю этого учебного заведения Петру Могиле, приняла криворожского мастера в Киево-Могилянское братство.

Его коллекция экслибрисов, созданная за более чем 30 лет творческой деятельности, насчитывала около 250 графических миниатюр, основу которой составляла Шевченкиана. Работы, посвященные Кобзарю, были выполнены для Мемориального музея в Киеве, Каневского музея, музея Кобзаря в Палермо (Канада), музея-заповедника «Слово о полку Игореве» в Новгороде-Северском, на заказ многих книголюбов Украины, России, Казахстана. Немало гравюр посвящено героическому прошлому запорожских казаков, гетману Богдану Хмельницкому. Были среди миниатюр и работы, посвященные нашим землякам: художнику Григорию Синице, экологу и общественному деятелю Николаю Коробко, женщине-космонавту Светлане Савицкой, художнику-графику Евгению Декану, художнику Николаю Рябоконю, землякам села Зеленого, простым людям — пасечнику, друзьям, любимой. Среди портретных экслибрисов поражали мятежный Бетховен, задумчивый Пушкин, тоскливый Лермонтов, лукавый Гоголь, замысловатый испанец Сервантес, порывистый Владимир Высоцкий.

Борис Павлович был автором десятка гравюр и живописных полотен, но еще одним его увлечением была резьба по дереву. Чрезвычайно профессиональные, оригинальные работы выполнены в своеобразном национальном стиле. Автору этих строк на всю жизнь запомнилась серия образов, посвященных героям Николая Гоголя: Одарки и Карася, Вакулы и Черта, надменных Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, Пацюка из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». По этому поводу Борис Павлович как-то сказал, что нынешняя нечистая сила вся злая, а тогда она была добрая. Герои народных сказок Баба Яга и Черт Лысый, созданные художником из необычного корня, найденного в поселке Веселые Терны, Сатир, к которому прильнула молодица, улыбающийся казак Кривой Рог, словно рассказывающий очередную свою байку, — все эти образы неизменно вызывали восхищение у многочисленных посетителей его мастерской.

Борис Павлович был человеком слова и дела, обладал чрезвычайной способностью сплачивать вокруг себя людей, а особенно творческую молодежь. Абсолютно безразличный к славе и деньгам, он всегда стремился помогать тем, кого уважал. Казалось, его любили и уважали все, с кем его сводила судьба.

Несмотря на многочисленные болезни, в свои 74 года он был зажигательным и энергичным, неизменно работал в своей мастерской, вынашивал новые планы. В последний год своей жизни Борис Куновский наконец-то был удостоен Знака «За заслуги перед городом». Готовясь к своему 75-летию, мечтал устроить большую выставку работ, издать юбилейный альбом экслибрисов, гравюр и живописи, проиллюстрировать несколько книжек местных авторов.

Но, к сожалению, не довелось. Досадный и даже бессмысленный по своей трагичности случай перечеркнул все намерения, планы и жизнь выдающегося художника.

К сожалению, богатейшее творческое наследие мастера, которое заслуживало надлежащего внимания и почтения, городу, тем более местной власти, оказалось ненужным. Все бесценные работы родная дочь Бориса Павловича забрала с собой в Канаду.

А нам осталась память о нашем дорогом друге, коллеге, великом патриоте Украины и города, за который он переживал и который любил, и небольшая коллекция его экслибрисов, экспонирующаяся в местном краеведческом музее.

Владимир ДУМАНСКИЙ Кривой Рог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ