Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Математика смеха

Секреты успеха кинокомедий
9 июня, 2005 - 19:44
ЕФИМА БЕРЕЗИНА («ШТЕПСЕЛЬ») И ЮРИЯ ТИМОШЕНКО («ТАРАПУНЬКА»), БЕЗ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ, МОЖНО ОТНЕСТИ К ЧИСЛУ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ ЖАНРА КОМЕДИИ СИТУАЦИЙ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Британские ученые под руководством доктора биологии Хэлен Пилчер и автора сценариев Тимандры Харкнесс предложили формулу успеха картины, снятой в жанре «ситуационной комедии» (среди образцов этого жанра, с которыми знаком наш телезритель, можно назвать, например, сериал «Моя прекрасная нянька»). Как сообщает www.polit.ru со ссылкой на Guardian, по мнению ученых, отсмотревших множество «ситкомов», появившихся за последние 20 лет, формула складывается из следующих показателей. Для начала нужно определить коэффициент «узнаваемости» зрителем главного героя (У) и умножить его на степень мании величия персонажа (М). Результат необходимо сложить с коэффициентом остроумности сценария (О). Полученный результат умножается на количество физических травм (Ф), которые предстоит перенести героям «ситкома» (напомним, что в подобных комедиях герои довольно часто травмируются, что и становится источником многих комедийных ситуаций).

Полученная цифра прибавляется к коэффициенту, обозначающему социальную разницу между персонажами (С). Он будет велик в том случае, если, допустим, один из героев богат и знаменит, а другой — нищенствует. Результат делится на цифру, обозначающую остроумность гэгов, используемых в картине (Г).

Итак, формула успеха «ситкома», по мнению ученых, выглядит так: ((У х М) + О) х Ф) + С), поделенное на Г.

По мнению авторов формулы, она поможет достичь успехов сценаристам, работающим в жанре «ситкома», а также продюсерам, которые отныне смогут математически подтверждать перспективность того или иного проекта.

«День» предложил прокомментировать эту «несерьезную» формулу и, возможно, дополнить ее известному кинокритику Сергею ТРЫМБАЧУ. По его словам, все, что упоминается в формуле, — не ново. Все это давно было апробировано и в цирке, и в мюзик-холле, а потом стало фундаментом для возникновения американской эксцентричной комедии, родоначальником которой принято считать Мака Сеннета (1880— 1960). И у Сеннета, и у Чаплина все строилось на смешных, комедийных ситуациях и на гэгах, т.е. приемах, в основе которых лежит какая-то нелепость. (Например, в одной из комедий Чаплина его персонаж готовится к выходу на ринг и кладет себе в боксерскую рукавицу подкову, но кладет «на счастье»...) В студиях Мака Сеннета была даже специальность — гэгмэн, т.е. человек, который придумывает гэги. А Чаплин, когда сам начал продюсировать свои фильмы, мог на неделю остановить работу над фильмом только для того, чтобы выдумать какой-то ситуативный поворот (четкого сценария у него очень часто не было). И когда сегодня смотришь фильмы того времени, они поражают удивительной изобретательностью. Итак юмор, отмечает Сергей Трымбач, — это, прежде всего, изобретательность. Ну, а вторая составляющая — это, конечно, актеры, которые по своей психофизике должны быть смешны. Кроме того, для комедий нужно еще воспитание системы звезд, чтобы актер, который появляется в кадре, уже самим своим появлением настраивал на ожидание смешного (достаточно вспомнить, например, персонажей Никулина, Вицина и Моргунова).

Тем не менее, несмотря на то, что основные составляющие комедии вроде бы известны, количество качественных кинокомедий, как показывает опыт, оставляет желать лучшего. Говоря об истории украинского кино, Сергей Трымбач, называет, например, такие имена: Юрий Шумский (и в кино, и в театре), Николай Яковченко и, конечно, Юрий Тимошенко и Ефим Березин (знаменитые Тарапунька и Штепсель), и — в связи с последними — отмечает, что очень часто комедийный образ, комедийная маска берет свое начало уже в имени персонажа. И, пожалуй, только в комедии возможна такая маска, которая постоянно переходит из ситуации в ситуацию и при этом не развивается, а развивается ситуация. Часто комизм ситуации как раз и заключается в неизменности маски: персонаж проходит через различные ситуации практически неизменным. И это не только смешно, здесь заключается и определенная философия — неизменность людских характеров, человеческой природы...

Что касается, например, такого успешного «ситкома», как «Моя прекрасная нянька», то здесь, отмечает Сергей Трымбач, мы опять-таки наблюдаем удачный выбор актеров, точность драматургических решений, легкость. И при всем этом комедия довольно точно фотографирует определенные отношения и определенные типы.

Но если уж говорить о всевозможных формулах успеха, то, как отмечает Сергей Трымбач, они, конечно, могут профессионалов заставить задуматься над какими-то вещами, но формулу собственного успеха ни за что не рассчитаешь. «И поэтому нужно относиться к таким рецептам успеха с определенной долей юмора — как и к любым другим. Даже если речь идет о рецепте врача»...

Подготовил Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ