Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Майдан и мюзиклы

13 января, 2005 - 20:30
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Для многих проводить новогодне- рождественские каникулы у телевизора — уже не просто привычка, а традиция. Возможно, именно поэтому большинство отечественных телеканалов и предпочитает делать в эти дни ставки на традиционный телепродукт, не особо утруждая себя поисками новых решений и лиц. Не стал исключением и этот год. Хотя поствыборная ситуация, безусловно, не могла не повлиять на праздничный телеэфир. «День» предложил экспертам поделиться своими телевизионными впечатлениями.

Андрей КУРКОВ , писатель:

— Революция «украла» у нас праздник. Потому что оказалась намного ярче новогодних мероприятий. И так как она закончилась победой, то новогодние праздники смотрелись на ее фоне очень серенько. Даже майдан Незалежности, который «играл» уже праздничную, а не революционную роль. Все телеканалы были переполнены мюзиклами. «Полистал» их, конечно, но глаз так ни на чем и не остановился. В итоге — вообще выключил телевизор. Так как качество этих мюзиклом можно назвать одним словом — «постсоветские». Их производство — на уровне двадцатого века, в то время как сейчас — уже двадцать первый.

Сергей МАСЛОБОЙЩИКОВ , режиссер:

— В эти новогодние праздники я смотрел только новости, в основном, политические. Все остальное на нашем телевидении меня абсолютно не интересовало. Вообще, я уже давно не смотрю развлекательные новогодние передачи. Считаю, что Новый год — это исключительно семейный праздник. Кроме того, события, которые сейчас происходят в Украине, придали всему вокруг новый оттенок.

Николай ОЖЕВАН , профессор Института международных отношений, доктор философских наук:

— Новогодняя ночь — самый праймистый прайм из всех прайм-таймов. С сожалением приходится констатировать, что мы этот телеэфирный прайм-тайм традиционно проиграли россиянам. «Голубой огонек на Шаболовке» опять не удалось обставить развлекательным телепродуктом более качественного образца. А телеканал СТБ вообще заготовил микст из «голубых огоньков» за три прошлых года. Вообще- то, учитывая особенность момента, стоило бы российским «голубым» огонькам противопоставить свои собственные — «оранжевые» (ведь вошли в этом году в моду оранжевые елки).

Зато у россиян не хватало политического инфотейнмента, поскольку политическая путинская Россия приобретает ныне репутацию страны, где «ничего не происходит». Поэтому российским «братьям по разуму» приходится наверстывать отсутствие политсенсаций скандалами в стиле мадам Грицацуевой. Что касается Украины, то она входила в Новый год с новоизбранным президентом, который по известным причинам на то время еще не имел достаточной формальной легитимации. Именно поэтому поспешил поздравить только что избранного коллегу выпускник Киевского института международных отношений, президент Грузии Михо Саакашвили. Но отмалчивался Владимир Путин — такой щедрый на поздравления после второго тура президентских выборов. Все это создавало весьма интересную интригу на тему, с каким президентом идти в новый год — «старым» или «новым». Интернет-издание «Телекритика», как известно, организовала акцию «Выключи Кучму!» и призывало игнорировать приветствие «старого» президента, мотивируя это тем, что ничего нового в этом новогоднем приветствии мы не услышим. Откликнувшись на эту инициативу, три телеканала («Пятый» и «Эра» в общем телепроекте и «Киев» в традиционной телетрансляции с Майдана) действительно устроили «телевизионную инаугурацию» новоизбранному президенту Виктору Ющенко. А на всех других народ с праздником поздравлял на то время еще полностью легитимный по всем формальным признакам президент Леонид Кучма. Телеканал «Украина» сыграл на опережение, предоставив в 9 вечера прощально-поздравительное слово «недо-президенту» Виктору Януковичу.

Что касается совместной телеакции «Эры» с «Пятым» в новогоднем эфире, которая на протяжении трех часов продолжалась в Украинском доме с периодическими включениями с Майдана, то назвать ее успешной не приходится. В вялотекущем режиме ведущие этих каналов в ожидании появления Ющенко заполняли эфир разной болтовней, окончательно перейдя из-за дефицита важных гостей на режим самообслуживания. Запомнилось, в частности, как Василий Климчук неосмотрительно назвал Мыколу Вересня «Колей», за что и получил по полной программе («Еще раз назовешь меня Колей…»). Философски убедительными были рассуждения Романа Скрипина на тему «Виртуальной Украины», которую следует преобразовать в Украину реальную.

В отсутствие в телеэфире в точке перехода старого года в год новый «Первого национального» (с 23.00 до 1.18 на частоте УТ-1 выходят в эфир программы ТРК «Эра». — Ред. ) трудно не заметить своеобразной символики исчерпанности «жанра» государственного ТВ, которое, кажется, окончательно потеряло легитимность, то есть доверие к нему массового зрителя. Очевидно, в Новом, Пятом году нового тысячелетия телевизионный петушок таки прокукарекает сцену рождения качественно нового «Общественного телевидения Украины», о необходимости которого нам твердят уже на протяжении стольких лет .

Сергей ТРЫМБАЧ , кинокритик:

— За период оранжевой революции украинское ТВ настроило украинцев на какие-то приятные сюрпризы. Поэтому, думаю, разочарование от увиденного во время новогодних и рождественских праздников было значительным, поскольку зрители были настроены на что-то оригинальнее. А ни один из телеканалов нас, мягко говоря, ничем не удивил. Единственный позитив — это прямой репортаж с Майдана Незалежности, который велся «5 каналом» и телеканалом «Эра». Поэтому мой «телеящик» в те минуты был настроен именно на волну победную, карнавальную, радостную. И, кстати, карнавальный дух Майдана гармонировал с карнавалом новогодним. А остальные — бесконечные мюзиклы с одними и теми же голосами — как голосистыми, так и безголосыми, одними и теми же лицами — как красивыми, так и не очень. И в этом потоке, где слились все маски, почти не различалось каких-то новых качеств. Ведь когда ты наблюдаешь за новогодним карнавалом, то хочешь выделить для себя новые, неожиданные лица. А таких встреч, таких лиц практически не было на украинских телеканалах. Плюс, конечно, «Интеру», который опять подтвердил свою нацеленность на продуцирование мюзиклов. Но все они — одинаковые. Я не ставлю своей целью их анализировать, но, как обыкновенному зрителю, который держит в руках пульт и бродит по каналам, мне очень трудно отличить один такой мюзикл от другого. Например, везде Верка Сердючка и ты не знаешь, что это — «Три мушкетера», «За двумя зайцами» или что- то еще. Возможно, это идет от нежелания открывать какие-то новые лица или ситуации. Во время программы «ЧетверТАЯ власть» (УТ-1) известный тележурналист Анатолий Борсюк («1+1») сказал, что через год будет уже совсем другая новогодняя программа и все ошибки будут учтены. Потому что народ уже давно «обязал» телевидение раскроить новогоднюю программу по-другому. Но не хватило времени. По-видимому, так оно и есть. Но нас, зрителей, мало интересуют производственные нюансы. Мы ожидали от телевидения, что оно продолжит путь открытий, будет держать ту высокую ноту, которую взяло в ноябре—декабре. Возможно, действительно можно было бы как-то обыграть политический материал в карнавальном новогоднем ключе. Но ничего подобного не произошло. Что касается кинопрограммы, то единственное исключение составлял канал НТН, который лично меня порадовал программой классики итальянского кино: Фелини, Пазолини, Висконти. Было приятно встретиться с гениями кино, с колоссальными личностями. Потому что личностей на телеэкране не хватает. По-видимому, наши телеканалы решили, что новогодние праздники — это праздники какой-то посредственности, а не праздники личностные. В этом — большой минус.

Подготовила Юлия КАЦУН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ