Те, кто знаком с украинским телевидением всего несколько последних лет, даже не могут себе представить, что когда-то на «1+1» было привычной практикой транслировать интересные культурологические проекты. Сегодня интеллектуальный телевизионный продукт является, скорее, исключением в бездумном развлекательном контенте украинского телеэфира. Поэтому проект «СІТІ: неизвестные герои» наряду с несколькими другими историческими программами, которые транслируются на этом же канале, — важный шаг для украинского телевидения. Как уже сообщал «День» (от 16 июля 2010 года), телеканал СІТІ начинает новый проект «СІТІ: неизвестные герои». Он важен еще и тем, что является инициативой канала, в том числе его руководства, а не нескольких оппозиционных к менеджменту журналистов. Редактор проекта Роман Выбрановский во время круглого стола заявил, что канал уверен в наличии запроса на такой продукт. О том, что в обществе существует огромный запрос на качественные украинские программы и фильмы на историческую тематику, наглядно продемонстрировала также презентация фильма Василия Витра «Богдан Хмельницкий» в апреле этого года, когда зал Дома кино был до отказа заполнен зрителями. А Киев — это город, где создавалась большая история, где во все эпохи жили люди, достойные внимания. Вместе с тем, историю Киева, заложенные в ней смыслы, нужно понимать.
Именно поэтому телеканал СІТІ стал инициатором круглого стола, в котором приняли участие историки Дмитрий Малаков, Виталий Ковалинский, Михаил Кальницкий, писатель Алексей Зарахович и главный редактор «Дня» Лариса Ившина.
О том, как воспринимать Киев — как привлекательный, зеленый город или духовный центр, государственную столицу, мечта о которой жила во всех поколениях украинцев; что должно быть в центре внимания — сам Киев, его аура, или те, кто прославил город, — об этом дискутировали участники круглого стола, чьи мнения мы публикуем на страницах «Дня».
Дмитрий МАЛАКОВ, научный сотрудник Музея истории Киева:
— В Мексике общество ассоциируют с арбузом: зеленая оболочка — власть имущие, белая прослойка — интеллигенция, а красная середина — народная масса. К величайшему сожалению, в большинстве стран мира при власти находятся посредственные люди. Прослойка интеллигенции, которая имеет потенциал и могла бы быть властью, обычно выступает посредником между теми, кто при власти, и народной массой.
Относительно благодарности и неблагодарности представителей власти: уже четвертый президент сидит на Банковой, 11, но знает ли он или кто-то из его предшественников, кто построил этот дом? А это был Сергей Григорьев, харьковчанин, который в 1934 году прибыл с командой новой власти в Киев, сумел построить не только этот дом, но и ряд так называемых серых правительственных зданий на Липках. Ни одно из этих зданий не противоречило существующей на то время исторической ауре, а наоборот — все они стали украшением района. Вместе с тем ни одна власть не выделила средства даже на телевизионную программу о Сергее Григорьеве. И такая неблагодарность власти должна компенсироваться теми, кто работает в СМИ, кто занимается воспитанием широких масс. Задание интеллигенции — быть духовно и морально выше власти, быть уважаемыми самими собой, обществом. И то, что новый проект расскажет о забытых выдающихся киевлянах — это важно. Потому что нам нужно менять отношение киевлян к Киеву, подавать разноплановую историю города. Это нужно еще и потому, что сегодня город переполнен людьми из других сфер. Происходят процессы, которые можно назвать, как «drang nach westen», когда Азия заполонила Европу, а Киев заполонил восток Украины. Столица, к сожалению, не продуцирует ни своих власть имущих, ни своих руководителей, ни своих патриотов. Поэтому надеюсь, что проект телеканала СІТІ будет иметь успех, найдет своего зрителя. А киевлян, которые могут стать героями такой программы, достаточно.
Виталий КОВАЛИНСКИЙ, историк:
— На наше восприятие истории всегда влияла идеология. По моему убеждению, оценка общественных деятелей должна формироваться вне влияния идеологии. Когда в 1999 году было выпущено первое издание моей книги «Меценати Києва», оно стало ударом по устоявшимся взглядам. Раньше мы не знали, что богатые могут быть нормальными людьми, способными на благотворительные поступки, поэтому, по политическим причинам, дела и имена многих людей были несправедливо забыты. Например, все мы из учебников истории знали, что губернатор Бибиков — плохой человек. Но именно этот «плохой человек» первый обратил внимание императора на издевательства над крепостными. Или фигура генерал-адъютанта Федора Трепова, который был фундатором Выдубицкого монастыря, возглавил кампанию и дал деньги на сооружение Александро-Невской церкви.
Михаил КАЛЬНИЦКИЙ, историк:
— Когда я погружаюсь в историю Киева, мне всегда приятно узнавать о том, что в истории города были профессионалы, которые прекрасно делали свое дело не ради вознаграждений, не ради признания или первенства в обществе, а просто выполняя свой жизненный долг. Сейчас об этих людях, к сожалению, вспоминают чуть ли не в последнюю очередь. Кто-то говорил, что война — это продолжение политики другими средствами. Я скажу, что политика является продолжением коммерции другими средствами. Поскольку сейчас все вращается вокруг коммерции, то дело сводится к политике. А политика — вещь очень полярная, она требует разделения на «свой» и «чужой», в том числе в истории. Например, после распада Советского Союза улицу Коминтерна в Киеве переименовали на улицу Петлюры. Хотя было предложение назвать эту улицу в честь известного историка Николая Костомарова. Но наша политика не признает «золотую середину». Поэтому мы отбрасываем на периферию ряд важных людей. О них есть определенные упоминания в статьях, публикациях, но они не находятся в центре внимания современных медиа, что и играет решающую роль. Например, в этом году был юбилей знаменитого инженера А. Струве. Немногие в XIX веке сделали больше для Киева. Именно этот человек был инициатором и создателем первого киевского трамвая. Еще в прошлом году я писал о том, что стоит отметить этот юбилей, потому что в Киеве о нем нет никакого упоминания — ни памятника, ни улицы. Юбилей прошел — ни одно официальное лицо об Аманде Струве не вспомнило.
Алексей ЗАРАХОВИЧ, писатель:
— За нечастыми разговорами о знаменитых киевлянах мы, как ни странно, теряем сам город. Поэтому при всем моем уважении к людям, которые жили здесь, я выступаю за то, чтобы главным героем программы стал Киев — самодостаточный мир, который возник благодаря сочетанию воды, песка, воздуха и того, что касается не только физики, но и метафизики. Этот мир сформировал вокруг себя определенную реальность, был единственным духовным центром для многих людей. Сегодня этот единственный духовный центр, который объединял бы всю страну, потерян. Поэтому мы частично принадлежим к русскому миру, частично еще к чьему-то. Когда мы начнем смотреть на Киев другими глазами, под другим углом зрения, многое у нас, наконец, получится. Возьмем, к примеру, наше «Расстрелянное Возрождение». Кто сейчас скажет, что Зеров — известный для всех герой? Я думаю, что, в отличие от России, которая воскрешает Сталина, у нас победил Постышев. Здесь важно знать имена советской истории — и не для того, чтобы относиться к ним с презрением, и не для того, чтобы ставить им памятники, а для того, чтобы понимать. Разве лучше знать только Сталина? А кто же знает Свидзинского, Мысыка? Собственно говоря, если на первый план мы выдвинем именно Киев, то узнаем о Плужнике, который здесь жил, о Зерове, который здесь работал. Поэтому нужно решить, какой путь является более удачным: проектировать судьбу одного человека на город или наоборот.
Лариса ИВШИНА, главный редактор газеты «День»:
— Светлой памяти Сергей Борисович Крымский говорил, что только в Киеве он спит спокойно, потому что чувствует — здесь 20 тысяч лет культурного слоя. Это гигантская вертикаль, на которую можно нанизывать важные факты из всех пластов киевской истории, чтобы привлечь внимание ко всему разумному, хорошему, вечному, что было и есть в Киеве и что нуждается в общественном внимании и обсуждении. Киев всегда содержал в себе объединительное начало. Для умных людей с запада Украины и с востока он всегда воплощал мечту о столице. Поэтому создавая телепрограмму, ее авторам необходимо определиться, о чем в ней будет идти речь: только о былой славе Киева как зеленой провинции, а также о людях, которые создали Киев таким, которым мы гордимся, с его прекрасными архитектурными сооружениями; или же речь будет идти и о тех, кто видел Киев столицей Украинского государства и работал на это. Я понимаю, что историки могут обижаться на тех политиков, которым не удалось это воплотить. Но это не значит, что об этих личностях нужно забыть, наоборот, нам нужно переосмыслить их неудачи, чтобы обеспечить себе путь к успеху в будущем. Без взгляда на Киев как на столицу Украинского государства мы получим программу о замечательном, красивом городе, где все гуляют в парках и не думают ни о чем серьезном — вечно за печкой, но прекрасно расписанной и хорошо сохранившейся. Поэтому мы должны говорить о Киеве как столице — с успехами и неудачами Директории, Украинской Народной Республики, о драматичном контексте этих событий. Именно этот аспект больше всего нуждается в осмыслении.
Сегодня разработка проекта «СІТІ: неизвестные герои» продолжается. В частности, происходит поиск форм и подходов. Поэтому, по словам авторов программы, они соберут еще не один такой круглый стол при участии профессиональных историков и знатоков Киева.
КСТАТИ
«Світ Миколи Лисенка»
Во время круглого стола этномузыколог, преподаватель Питсбургского университета Тарас Филенко представил книгу «Світ Миколи Лисенка. Національна ідентичність, музика і політика України XIX — поч. XX століть», соавтором которой он является. Тема книги оказалась созвучной с темой круглого стола. Тем более, что мир Николая Лысенко тоже не особо изучен украинцами. Как рассказал «Дню» Тарас Филенко, случайная группа харьковских молодых людей на вопрос: «Что вы знаете о Николае Лысенко» ответила: «Это, кажется, был украинский писатель». Книга «Світ Миколи Лисенка» была частично издана при поддержке отдела прессы, образования и культуры Посольства США в Украине и фонда «Відродження». Остальные средства Тарас Филенко собирал, выступая со своими концертами. Парадоксально, но Николаю Лысенко также приходилось искать возможности для издания сборников своих песен в Лейпциге, а не в Киеве. Очевидно, с тех времен в Украине изменилось немногое. К книге автор приложил также диск с произведениями Лысенко в исполнении украинской эстрадной певицы из Канады Леси Волянской.
— Эта книга не только о Николае Лысенко, но и обо всем украинском фоне того времени — художниках, архитекторах, кобзарях, живописцах, — рассказал Николай ФИЛЕНКО. — Она писалась на протяжении почти 30 лет только на основе первоисточников. Здесь впервые были представлены все произведения Лысенко. Я не хочу получать от этих книг никакой прибыли, моя цель — отдать их университетам, чтобы их читали и больше знали о Николае Лысенко и его мире. Досадно, что когда я предложил бесплатные 200 экземпляров книги посольствам и библиотекам, ею никто не поинтересовался. Очевидно, Киев еще не стал столицей нового государства.