Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Медиапрофилакторий для женщин

28 ноября, 2003 - 00:00


В советский период большим спросом у читательского сообщества пользовались научно- популярные и просветительские издания. Пожалуй, еще и до сих пор трудно найти взрослого человека, которому бы ничего не говорили такие названия, как «Наука и жизнь», «Здоровье». Общественные трансформации второй половины 80-х — начала 90-х болезненно ударили по таким изданиям: тиражи некоторых из них существенно уменьшились, некоторые вообще прекратили существование. Значительную часть читательской аудитории перетянули на себя так называемые глянцевые журналы. Сужение сектора просветительских изданий превратилось в серьезную социальную проблему. Тем более интересен опыт научно-популярного журнала «Здоров’я жiнки в Українi», о котором «Дню» рассказала главный редактор этого периодического издания Татьяна ДОЛИШНАЯ. Ценность этого опыта состоит еще и в том, что редакция журнала работает не в стольном граде Киеве, а в Тернополе.

— Издание общенационального медиапроекта в регионе — явление все еще довольно редкое для Украины (тем более, если речь идет о специализированном издании). Что требуется для такого «скачка»?

— Четко сформулировать характеристики продукта, который предлагается, в данном случае — читателю. Тогда, мне кажется, не имеет значения, где начинать общеукраинский медиапроект. В нашем случае это журнал — «Здоров’я жінки в Україні» . Когда мы готовили первый номер (это был 1997 год), изданий такой тематики в Украине не было. И поэтому мы сразу думали о нашем проекте как об общеукраинском. А тематику здоровья избрали, потому что считали, что она будет интересна всем. Такой вывод, в частности, можно было сделать, зная, какой популярностью пользовался в советские времена журнал «Здоровье». И мы сразу ориентировались на то, чтобы к нам относились, как к научно-популярному изданию. И учитывая это, решили давать полезную информацию — конкретные советы по вопросам здоровья. И поэтому сотрудничали и продолжаем сотрудничать со специалистами (медиками, психологами).

— Но почему вы решили ограничиться только здоровьем женщины?

— Во-первых, мы исходим из того, что журналы больше читают и, соответственно, покупают именно женщины. А во-вторых, у женщины в Украине — особый статус. Она — «берегиня», она — хранительница домашнего очага (это следует воспринимать не только буквально — относительно быта). Поэтому мы решили через женщину ввести эти знания в семью.

К тому же, женщина прежде всего — мать. А здоровье матери неразрывно связано со здоровьем ребенка, и соответственно — здоровьем нации вообще. Система здравоохранения у нас сейчас меняется, она несовершенна. Но какой бы она ни была, на первом плане должна быть личная забота каждого человека о собственном здоровье — сейчас никто уже не загоняет нас в систему профилактических мероприятий, как это было во времена Советского Союза. И во всех своих изданиях (непосредственно в журнале, в просветительском проекте «Моя дитина. Перший рік життя» , в издании «Тобi», ориентированном на молодежь) мы пытались и пытаемся привить человеку ответственное отношение к своему здоровью.

— В советские времена понятие «здоровый образ жизни» ассоциировалось, в первую очередь, с занятиями физкультурой и спортом, избавлением от вредных привычек. Нужно ли дополнить это понятие сегодня?

— Да. Добавилось понимание того, что человек должен положительно воспринимать жизнь. Пришло понимание здоровья как гармоничного сочетания физической и психической его составляющих. А это значит, что нужно научиться решать проблемы, а не убегать от них, не развивать в себе пессимизм, наконец — больше улыбаться и побуждать к этому окружающих. «Здоровый дух» предусматривает психологический комфорт.

— То, о чем вы говорите, прежде всего характерно для западного мировосприятия. Как все это согласуется с особенностями национального менталитета? Или нужно выстраивать новый образ украинца?

— Историю и культуру от себя не «отрежешь», она так или иначе на тебя влияет. Но комфортное психологическое состояние, мне кажется, всегда воспринималось как неотъемлемая часть здоровья. — А достаточно ли, по вашему мнению, в Украине социально ориентированных изданий, помогающих человеку решать все эти проблемы?

— Мне кажется, что в этом плане украинский медиа-рынок только начал развиваться. Еще несколько лет тому назад социально полезные издания, издания просветительского плана не были востребованы. Причина, по-видимому, кроется в нашей истории: в советский период нас все время чему-то учили — как правильно жить, как планировать свою жизнь и тому подобное. И люди, мне кажется, несколько устали от такой «правильности». Им бы хотелось более популярных, развлекательных изданий, которых у нас почти не было до перестройки. И сразу же, когда появилась возможность читать такие издания, многие «переключились» на них. Но со временем все равно возникает потребность в более серьезных изданиях. И такие СМИ стали появляться (не только на тему здоровья), и это радует. Сейчас стало больше узкоспециализированных изданий, которые определенное время не были востребованы на рынке. Хотя следует отметить, что нехватка изданий социальной направленности компенсируется в известной степени не благодаря появлению новых отечественных изданий, а за счет российской, иностранной периодики.

— Объект вашего исследования — женщина во всех ее проявлениях. До сих пор относительно украинской женщины существуют определенные стереотипы, которые транслируются, в частности, и средствами массовой информации: зацикленная на домашнем хозяйстве, работящая, как говорится, в теле. Как видим, с образом европейской женщины не очень совпадает. А какая она на самом деле, по вашему мнению, — украинская женщина?

— Созданный образ украинки обусловлен историей: он отображает — хотя несколько карикатурно — некоторые ее наиболее яркие черты. И это не страшно, что существует упомянутый образ: он ассоциируется с тем, что хотелось всегда иметь в доме, — теплом, благосостоянием, чистотой. К тому же, этот образ совсем не исключает авторитетность женщины в семье. Конечно, если говорить об авторитете украинской женщины и в государстве, например, о том, сколько у нас представлено женщин в парламенте, то цифры, действительно, — очень «смешные». Но на самом деле в Украине уважительное отношение к женщине. И мне кажется, что украинская женщина сейчас воспринимается именно как европейская женщина, потому что кроме стереотипа женщины-хозяйки существуют и другие: в частности, об украинских женщинах говорят, что они красивые и умные.

— Если уж говорить о национальных особенностях, то не секрет, что определенные ментальные расхождения между Западной и Восточной Украиной все-таки существуют. В этом контексте можно ли говорить о каких-то особых чертах западноукраинской и восточноукраинской женщины?

— Конечно, уклад хозяйства, культурные отличия, традиции влияют и на характер женщины, и на то, какую она позицию занимает — в семье, обществе. Женщины Западной Украины, по моему мнению, — более практичные, скрытые, всегда ищут подтекст в действиях, поступках. В Западной Украине человеку во время первой встречи тяжелее завоевать авторитет: к тебе относятся с некоторым подозрением. А в Восточной Украине женщины (и мужчины также), по моему мнению, —добрее, проще относятся к вещам, и первый контакт всегда легче. Это, конечно, обусловлено культурными и историческими особенностями (Закарпатье, например, никогда не было «в советской власти»). Тем не менее, все это не мешает быть единой нацией. И сколько бы ни было нареканий на то, что украинская национальная идея не выстраивается, провозглашение государства в 1991 году и его жизнь в течение 12 лет свидетельствуют, что это — единая страна.

— Одна из наиболее активно обсуждаемых тем в современном обществе — гендерное равенство. Хотя мы знаем, что за многими мужскими поступками стоят как раз женщины. Как вы считаете, кто действительно формирует украинскую действительность?

— Я думаю, что как женщины, так и мужчины. Как говорят у нас, мужчина — голова, а женщина — шея, куда повернет, туда голова и смотрит. Гендерное неравенство в Украине, я думаю, не имеет реальных оснований для того, чтобы его серьезно воспринимать.

А относительно участия женщин в создании государства, то, конечно, в том же парламенте, на определенных руководящих должностях женщин должно быть больше. Но процесс прихода украинской женщины к власти должен быть постепенным. Это только вопрос времени, который будет решаться эволюционным путем. Я оптимистически отношусь к этим вещам.

А вообще воевать нужно тем, что ты делаешь, а не какими-то лозунгами. Я считаю, что вопрос прав женщины не очень актуален для тех женщин, которые что-то реально делают. Не так уж и важно — делает она какой-то общеукраинский проект, стала ли «бизнесвумен», отдает ли себя семьи. Я считаю, что каждая женщина себя нашла: и нет дела более или менее почетного. Когда я знакомлюсь с разными женщинами, восхищаюсь тем, что они умеют то, чего не умею я. И если кто-то для себя какой-то путь избрал — это и есть его успех, его правда жизни.

Беседовал Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ