В информационную эпоху результат любого военного конфликта в значительной степени определяется еще до его начала. Все зависит от того, какая из враждующих сторон сумеет убедить противника, граждан собственного государства и мировое сообщество в том, что именно она заслуживает победу и способна ее достичь. В таких обстоятельствах образ армии, существующий в массовом сознании, является не менее важным, чем ее фактическое состояние.
Поскольку большинство граждан не имеют возможности непосредственно наблюдать за жизнью армии, формирование ее имиджа в значительной степени определяется деятельностью СМИ. Интересно проанализировать: а какими предстают Вооруженные силы Украины в материалах журналистов? Кстати, сразу добавим, что когда дело касается контактов с масс-медиа, то любой военный будет вести себя чрезвычайно осторожно и сдержанно, ведь за все слова и действия, освещенные в СМИ, он обязан отвечать перед руководством. Такое консервативное отношение свойственно всем военным организациям. И наша армия — не исключение. В сущности, единственным способом для журналистов получить у украинских военных какую-либо информацию остается официальный запрос, на который предоставляется, по большей части, письменный ответ или же принимается решение относительно уполномоченного лица, которое дает комментарий или интервью. Пообщаться с армейцами при менее формальных обстоятельствах медийщикам почти невозможно. Собственно, из-за этого журналисты часто жалуются на закрытость Вооруженных сил, а те, в свою очередь — на появление заказных публикаций, необъективность журналистов, их сосредоточенность только на негативе.
АРМИЯ В СМИ
Инструментом, с помощью которого Украина пытается сбалансировать информационный фон вокруг своей армии, являются, прежде всего, официальные медиа Министерства обороны. Здесь надо вспомнить журналы «Військо України», «Наука і оборона», «Морська Держава», газеты «Народна армія», «Крила України», «Флот України», а также ТРК «Бриз» в Севастополе и Центральную телерадиостудию Минобороны, программы которой выходят на телеканалах, а также на радио. Кроме того, в последнее время министерство усилило свое присутствие в социальных сетях — кроме официальных страниц самого ведомства и его главы, в Интернете появились представительства многих отдельных подразделений. Доходит до того, что к каждому в «друзья» «вКонтакте» или на «Фейсбуке» может попроситься родной военкомат. В то же время социальные сети являются потенциальным источником утечки секретной информации. К примеру, в «вКонтакте» периодически появляются группы, созданные действующими и бывшими военнослужащими частей, которые подчиняются Главному управлению разведки МО. Выложенные там материалы могут заинтересовать иностранные спецслужбы.
Вместе с тем, как отметил в комментарии «Дню» директор информационно-консалтинговой компании Defense Express, редактор журнала «Экспорт оружия и оборонный комплекс Украины» Сергей ЗГУРЕЦ, количество материалов в СМИ относительно деятельности Вооруженных сил в последнее время существенно уменьшилось.
«Нынешний министр обороны Павел Лебедев, как и его предшественник Дмитрий Саламатин, достаточно скромно использует масс-медиа с целью информирования общества относительно деятельности и реформирования Вооруженных сил, — отметил эксперт. — Гражданские масс-медиа (и частные, и государственные) потеряли интерес к армии именно из-за ограниченности доступа к военной информации. Пока еще мы используем сообщения пресс-службы министерства и это единственный канал информации, который сегодня более-менее регулярно работает. Качество этой информации — это другой вопрос, но альтернативных каналов просто не существует. Поэтому неспециализированные издания вынуждены ориентироваться не на тот поток информации, который формируется оборонным ведомством, а, скорее, хвататься за «жареные» факты, связанные с коррупционными вещами, условиями проживания солдат и т. п. Собственные же медиа, как мне кажется, министерство использует не в полной мере».
По мнению пана Згурца, влияние военных изданий на информационное пространство весьма незначительно. Вместе с тем независимые СМИ в свою очередь не дают достаточного представления гражданам обо всех процессах, происходящих в Вооруженных силах.
«Военная реформа, боевая подготовка, социальные проблемы — освещения всех этих вопросов не достаточно, чтобы относительно каждого факта общество имело возможность оценить разные взгляды на ту или иную ситуацию», — отметил эксперт.
«МНОГИЕ НАШИ СИЛОВИКИ — ОБЪЕКТ ДЛЯ ВЛИЯНИЯ «РУССКОГО МИРА»
Вместе с тем о популяризации отечественной армии начинают заботиться отдельные неравнодушные активисты. Например, в последнее время приобретает популярность специализированный интернет-ресурс «Український мілітарний портал». С одним из создателей этого проекта, журналистом «5 канала» Александром АРГАТОМ «День» говорил об особенностях сотрудничества медиа и армии.
— Пан Александр, с чего начался «Український мілітарний портал»?
— С создания тематической группы «Вконтакте». Пять лет назад системного виденья того, чем в действительности являются украинские силовые структуры и оборонно-промышленный комплекс в целом, практически не было. Нам хотелось утолить этот информационный голод прежде всего из собственного любопытства. Мы собирали фотографии, информацию и перед нами начали вырисовываться четкие контуры системы обороны Украины. Для более удобного представления этого материала и «пропагандистского» эффекта решили сделать портал, который бы содержал три компонента: справочную информацию, поток новостей, тематический форум. Для нашей аудитории украинская армия теперь это уже не объект насмешек, а тема для интересных и иногда уже полупрофессиональных обсуждений, ведь многие погрузились в отдельные вопросы достаточно глубоко. Сами военнослужащие тоже посещают наш ресурс и даже помогают его наполнять.
— Какой, с вашей точки зрения, рядовой гражданин видит украинскую армию? Достаточен ли уровень коммуникации между обществом и Вооруженными силами?
— Украинец об армии вообще не думает. Есть два распространенных стереотипа: «там только подметают» и «нам армия вообще не нужна». И это так сильно засело в головах, что любые показательные масштабные учения, любые репортажи обывателем воспринимаются как «показуха». Боюсь, для того чтобы такое восприятие изменить, нужны действительно революционные изменения.
— Наличие такого стереотипного образа объясняется некомпетентностью журналистов или тем, что ВСУ не прилагают достаточных усилий, чтобы себя популяризировать?
— Думаю, и не тем, и не другим. Главное — фактическое состояние Вооруженных сил. Если, например, идет поход-сбор кораблей Военно-морских сил Украины, то журналисту надо очень постараться, чтобы подать это в негативном свете и использовать в качестве иллюстрации немощность армии. Если с самолетами все хорошо и они демонстрируют практическое бомбометание, то как это используешь для создания негативного образа? Конечно, есть коллеги, которые приезжают в воинскую часть только для того, чтобы облить потом грязью и посмеяться над военными. Но с фактами спорить трудно. Думаю, чем больше будет приглашений не на празднования и спортивные соревнования, а на практические учения и маневры — тем лучше.
— Чем «Мілітарний портал» отличается от других изданий, в частности от официальных изданий Министерства обороны?
— Мы выступаем все же больше как дайджест. «Мілітарний портал» не имеет своих корреспондентов, которые бы занимались журналистской работой на постоянной основе. Это — общественный проект. Официальные же издания имеют доступ к источникам информации, и мы часто используем их материалы. Впрочем, в них встретишь засилье сообщений об уже упомянутых празднованиях, исторические экскурсы, касающиеся советского периода, пустые интервью с должностными лицами Министерства обороны, которые не несут часто никакой важной информации. Однако надо отметить, что за последние, кажется, два года произошли весьма позитивные изменения. Например, сайт Министерства ежедневно предлагает много фотографий, которые потом разлетаются по форумам. Активно работает телестудия, ведутся страницы в соцсетях. По крайней мере для тех, кто интересуется этой тематикой, очевидно, что это направление Министерство усилило.
— Какие медиа из числа негосударственных, с вашей точки зрения, дают качественную информацию, которая касается военной тематики?
— Главное место принадлежит информационному агентству DefenseExpress. Сергей Згурец и Валентин Бадрак сумели превратить эту тематику в качественный информационный продукт, за который некоторые даже готовы платить деньги. Очень благодарен им и за сайт, и за журналы, и книги, которые они выпускают. Кроме того, появилось несколько новых интернет-ресурсов в чем-то похожих на наш сайт, например «Військова панорама» или «Український морський портал».
— В качестве журналиста, часто освещающего деятельность ВСУ, у вас были коммуникационные проблемы с армейцами?
— Если они заинтересованы в освещении своей деятельности, то нет. В целом, конечно, военные не доверяют журналистам, ведь те для них — источник проблем.
— К сожалению, СМИ сегодня могут использоваться с манипулятивной целью. Как думаете, защищен ли украинский солдат от враждебных информационных влияний?
— Не защищен, но здесь речь не о СМИ, ведь вражеское влияние — это прежде всего влияние потенциального противника. Поинтересуйтесь, какие фильмы смотрят наши солдаты и офицеры, какую музыку слушают, какие книги читают. Для этого стоит пробежаться по их профилям в соцсетях. К сожалению, многие наши силовики — очень хороший объект для влияния идеологов «русского мира». Думаю, главная причина этого — ностальгия по прежнему статусу военного в обществе времен СССР. Для того чтобы заполнить идеологическую пустоту Украинской идеей, мне кажется, ничего особо не делается.