Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Между скорбью и радостью

11 мая, 2002 - 00:00

На первый взгляд, телевизионная программа 9 мая была составлена традиционно. Художественные и документальные фильмы про войну, тематические выпуски различных передач. Например, во «Вкусно с Б.Бурдой» («Интер») кормили фронтовой пшенной кашей, а в «Караоке на майдане» (там же) пели песни военных лет.

Но, пожалуй, впервые проходят сюжеты о том, что на Западной Украине 9 мая вызывает не «радость со слезами на глазах», а раздражение. Это кажется нелогичным — ведь гитлеровские оккупанты вслед за коммунистами расстреливали националистов. И, тем не менее, факт. («Факты», ICTV; «Война. Украинский счет», «1+1».) Просто телевидение отражает нормальный исторический процесс. Честная констатация — первый шаг к национальному примирению.

ПРАЗДНИЧНЫЙ МУНДИР ЗАСТЕГНУТ НА ВСЕ ПУГОВИЦЫ

Можно предположить, что большинство из 4 млн. украинских ветеранов ВОВ 9 мая смотрели именно УТ-1. Этот канал основательней других отнесся к Дню Победы. Добротная официальная программа включала праздничный концерт из Дворца «Украина», стихотворные музыкальные композиции; фильмы, конечно.

Фронтовыми песнями, записанными в 70-е, и качественной документалистикой порадовал канал «Культура». Авторская передача О. Биймы была очень личной. Его отец — Герой Советского Союза, тетя хлебнула остарбайтерства в Германии, сам он с мамой пережил ужас оккупации Киева и едва не угодил в приют.

И все же 9 мая — не только День памяти, но и (прежде всего) День Победы. И хотелось бы, чтобы характер праздника стал радостным, а не был скорбным. Тем более, что для большинства фронтовиков, по словам О. Биймы, годы войны были лучшими в их жизни.

Невольно напрашивалось сравнение «картинки» УТ-1 с официальным каналом России. ОРТ перестраивается быстрее. И этот солнечный майский день запомнится зрителям действительно праздничным, победным. Любимец публики А. Малахов вел прямую трансляцию от Большого театра, места встречи ветеранов. «Их» экран был полон нестандартными интервью. Так, вспомнили Н. Амосова как фронтового хирурга. Ветеранам он посоветовал не лежать, глотая таблетки, а работать умственно и физически. И со свойственной ему прямотой хирург бросил: за восторгами 9 Мая скрывается бездарность военачальников. Интересно, смогли бы прозвучать эти слова в эфире Первого Национального?

Так или иначе, телевизионщики УТ-1 уже доказали свою способность к реформированию. И, возможно, 9 мая 2003 года будет на этом канале более жизнерадостным.

ОБРЕТЕНИЕ ИСТОРИИ

Наиболее адекватным значимости праздника был — как и в прошлом году — документальный проект телеканала «1+1»: «Война. Украинский счет» (автор и режиссер — Сергей Буковский), разросшийся за год до четырех серий. Попытки провозглашения украинской государственности в начале войны и карательные акции против украинских националистов, предпринятые фашистами. Сдача Киева и взрывы на Крещатике. Настоящая цена обороны Севастополя, закончившейся тем, что более полутысячи представителей руководящего состава Приморской армии и партийного актива города были вывезены на самолетах и подводных лодках, а рядовые бойцы оставлены на верную гибель...

Особого упоминания, конечно же, заслуживает поднятая автором проекта тема украинского национализма в контексте Великой Отечественной, которая до недавнего времени по инерции воспринималась в рамках приклеенных ранее ярлыков, — «предатели», «немецкие прихвостни» и т.п. С. Буковский если и не сочувствует деятелям украинского национального движения, возлагавшим надежды на немецкую помощь в освобождении «из-под московской оккупации», то, по крайней мере, дает им шанс рассказать о мотивах своих действий.

Кто-то мог бы обвинить Сергея Буковского в определенной десакрализации образа войны. Но в данном случае это явно не цель автора проекта, а лишь следствие осознания реального опыта Великой Отечественной. Ясного осознания того, что война эта для Украины была не только войной с врагом, пришедшим извне, но и войной внутри... Эти страницы украинской истории мы, конечно, могли бы прочитать и без Буковского. Но благодаря ему услышаны (и сохранены) свидетельства непосредственных участников событий. Тех, для кого Великая Отечественная — не история, а часть жизни. Быть может, самая значимая.

ПРИТЯЖЕНИЕ ТЕПЛА

Жди меня… Программа («Жди меня. Украина», «Интер») об удивительном свойстве человека — способности видеть среди массы народа особенно близких и дорогих тебе людей. Потеряв кого-то из них, некоторые способны на ожидание длиной почти в целую человеческую жизнь. Герои этого выпуска не теряют надежду на такую встречу уже около шести десятков лет. Вкрапление в повествование хроники словно переворачивает отсчет текущего времени, когда сама хроника воспринимается реальностью, а реальность — лишь окошком в далекое будущее.

Очень хочется поговорить с теми, кто протягивает к камере снимки далеких лет, и спросить их: «Зачем вам нужны сейчас эти встречи с прошлым? Что вам в этом прошлом так дорого?». Будто слышишь ответы дочери пропавшего без вести воина, продолжающей ожидать вестей о нем за себя и за уже ушедшую из жизни маму. Догадываешься о ценности детской заботливости дальневосточных мальчишек по отношению к младшей подружке и трогательного братства детдомовских ребятишек, которых война оставила без родителей и которые своим днем рождения все как один записали 9 мая.

С первых кадров, когда под звуки «Лунной сонаты» Бетховена камера проплывала над списками погибших в войне, а потом на протяжении всей передачи словно «зависала» над мельчайшими проявлениями человеческого тепла, чувствовалось бережное отношение создателей «Жди меня» к своим героям.

Екатерина ДЯДЮН, Михаил МАЗУРИН, Людмила РЯБОКОНЬ, фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ