К сожалению, официальной сводной статистики в отношении функционирования средств массовой информации национальных меньшинств Украины в 2005 году нет. Поэтому сегодня можно делать только определенные теоретические обобщения о некоторых характерных особенностях современного информационного пространства, которые оказывают влияние на функционирование системы межнациональных отношений в Украине. Таким стал основной тезис, озвученный 14 февраля на конференции «Межнациональные отношения в Украине: вопрос информационного пространства».
По словам участников конференции, как и накануне президентских выборов 2004 года наибольшую актуализацию в масс-медиа сегодня приобретают две темы: тема государственного статуса русского языка в Украине, а также тема антисемитизма, которая проявляет себя в антисемитских публикациях и публичных действиях отдельных политических деятелей. А это может привести к углублению и распространению конфликтов культурных идентичностей и к возникновению новых оснований для дискриминации представителей многих других национальностей. По словам народного депутата Рефата Чубарова, так называемая карикатурная война еще раз дала нам возможность убедиться, что в современном мире СМИ и журналисты могут определять поведение людей.
К тому же сегодня в Украине на государственном уровне не закреплены никакие специальные правовые механизмы защиты исчезающих языков. Едва ли не единственной попыткой введения таких механизмов в украинское законодательство была ратификация в 1999—2003 годах Европейской хартии языков или языков меньшинств. В перечень исчезающих языков, в частности, попал и крымскотатарский язык. Однако и эта хартия остается все еще декларативной. С другой стороны, гибкость законодательного определения оснований для ответственности за умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение чести и достоинства граждан, открывает пути для избежания ответственности за такие действия. Пример — ситуация вокруг газет «Крымская правда» и «Крымское время», на которые неоднократно предъявляли судебные иски за антиукраинские и антитатарские публикации. Однако ни одно из дел не было решено в пользу истцов.
Хотя сегодня государством все же принимается комплекс политико-правовых и организационных мер по практическому разрешению проблем удовлетворения информационных потребностей представителей различных национальностей, проживающих в Украине. Учитывая особенности национального состава населения, вещание для национальных меньшинств и народов ведут Закарпатская (на венгерском, румынском, словацком и немецком языках), Черновицкая (на румынском, еврейском и польском), Одесская (на молдавском, болгарском и гагаузском), Житомирская областные государственные телерадиокомпании, а также Севастопольская региональная государственная ТРК, Государственная ТРК «Крым» (на крымскотатарском, болгарском, армянском, греческом, немецком и русском) и Национальная радиокомпания Украины. По данным Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, по состоянию на 8 июня 2004 года в Украине было зарегистрировано 197 изданий на языках национальных меньшинств и народов. Но по большей части эти издания вряд ли могут рассчитывать на распространение хотя бы среди представителей отдельно взятого национального меньшинства. При поддержке Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции также выходит 7 изданий на языках национальных меньшинств и народов. Однако большинство печатных СМИ национальных меньшинств существуют на спонсорские средства, которых часто недостаточно для обеспечения подготовки качественных информационно-наполненных изданий. Так, по словам эксперта по вопросам СМИ национальных меньшинств Татьяны Хорунжей, среди наиболее значительных проблем печатных СМИ национальных меньшинств — это то, что они в своем большинстве имеют комплементарный характер, а размещенным в них публикациям не хватает проблемности в предоставлении той или иной информации. По мнению начальника Управления по делам национальностей Татьяны Пилипенко, вопрос развития печатных СМИ национальных меньшинств — это в первую очередь вопрос объединения усилий самих общин. Целью этого развития должно быть не только увеличение количества изданий, но и улучшение качества материала, который в них подается. И каждой общине не обязательно иметь отдельное издание. Разрешению проблемы могут посодействовать, например, влиятельные общегосударственные издания, задачей которых должно быть донесение до как можно большего числа читателей информации о жизни той или иной национальной общины.
По мнению Натальи Белицер, исследователя Института демократии им. Пилипа Орлика, для Украины сегодня очень важно беспристрастно взглянуть на происходящее сейчас в мире, чтобы вовремя сделать выводы и предотвратить негативно развивающиеся тенденции. «Многие эксперты и аналитики пишут, что последний цикл балканских событий почти полностью подготовлен и создан журналистами, — объясняет Белицер. — И в качестве примера приводят широко распространенный в прессе материал о преступлении, где жертвой был серб, а агрессором — хорват. После такой серии публикаций население обеих стран было готово взять оружие в руки и воевать друг с другом». Также, по словам Белицер, на бывшем советском пространстве осталось четыре так называемых замороженных конфликта: Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье. Каждый из этих конфликтов так или иначе влияет на ситуацию в Украине, позволяя СМИ использовать подобные ситуации с чисто политической целью. Поэтому сегодня те СМИ, которые пишут о праве на самоопределение, праве на отделение и тому подобное, должны четко осознавать последствия своих публикаций. «Однако, — говорит Белицер, — к превеликому сожалению, многие журналисты с легкостью оперируют этими терминами, абсолютно не давая себе труда разобраться по существу»...