Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Много ли человеку власти надо? ТV-ВПЕЧАТЛЕНИЯ

5 апреля, 2002 - 00:00

Душа тирана — черная бездонная пропасть. Уже не одно столетие великие художники слова, творцы искусства пытаются с большим или меньшим успехом разгадать вечную тайну: каким же образом человек, рожденный от земной матери, становится Иваном Грозным, Чингисханом, Нероном?.. Ричард III В.Шекспира, Наполеон Л.Толстого, Нерон Г. Сенкевича, в какой-то мере Ленин в изображении А.Солженицина — это только некоторые (пусть и спорные) попытки мастеров искусства слова ответить на поставленный вопрос.

Особенно важно тут раскрыть психологическую загадку «потемок души» диктаторов ХХ века: Гитлера, Сталина, Муссолини... Ведь, помимо того, что и сейчас на родине этих «великих вождей» есть их активные сторонники, искусно мифологизирующие их реальный облик, будем помнить еще и о другом: новое столетие родит нам новых монстров, как динозавров из яйца, если мы не научимся вовремя распознавать их «родовые черты». Работы тут непочатый край.

Отрадное событие, учитывая все сказанное, — это премьера на общенациональном телевизионном канале «1+1» американо-английского сериала «Сталин» (3-ю серию зрители увидели вчера поздно вечером). Несмотря на то, что и невооруженным взглядом видны недостатки фильма (пунктирность, отрывочность сюжета, некоторая поверхностность психологических характеристик), — важен сам факт ознакомления нашей аудитории с этим кинофильмом, ибо за последние годы «сталинская» тема воспринимается частью украинского социума, особенно молодежью, как «дежурная», «набившая оскомину», «фальшивая». Литературная основа сериала — это известные мемуары дочери Сталина Светланы Алилуевой, что и определило многие недочеты в реализации замысла — ибо, как известно, позиция Алилуевой очень субъективна.

С другой стороны, участие в фильме всемирно известных западных звезд (Робер Дюваль — Сталин, очень хороша Джулия Ормонд — в роли жены вождя Надежды Алилуевой), безусловно, украсило его. Особо следует сказать о блестящей игре Максимилиана Шелла — Ленина. Острый, кинжальный взгляд, невероятная цепкость политического бойца, бьющегося за власть даже вопреки смертельной болезни — вот вам и «добрый дедушка» из нашего не совсем уж и далекого детства...

Так много ли человеку власти надо? Те, кто склонны ответить на этот вопрос: да, безмерно много — пусть вспомнят о конце «Вождя всех народов». Оставленный своими соратниками после инсульта на полу фактически умирать (а, возможно, и отравленный ими), Сталин уходил мучительно. Тирану (особенно в ХХI веке) славы не видать. В этом и заключается урок анализируемого нами фильма.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ