Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мужские» дни... глухарей

Между «опером» и криминалом: «дилемма» для украинского мужества
25 февраля, 2010 - 19:44

День Красной армии, 23 февраля, о котором нам давно пора забыть и исключить из перечня «красных дат» календаря, значительная часть украинского общества до сих пор воспринимает как свой «мужской праздник», не воспринимая, например, 14 октября. Очевидно, страх до сих пор дает о себе знать.

Все эти «красные даты», женские, мужские дни, возможно, дело исключительно формальное, но в то же время глубоко символическое и показательное. Ведь так же, как НАША история и НАШИ памятные дни похищены и замещены на фиктивные, липовые, растленные. Так и в информационном пространстве отсутствуют существенные персонажи, которые должны были бы его «заселить» еще где-то в начале 90-х. Вместо них до сих пор — «менты» и «глухари».

Речь идет, конечно, не обо всем информационном пространстве, а только о его сегменте. В частности, представленном так называемыми «мужскими сериалами». Но сегмент этот достаточно выразителен. Ведь рядом с традиционными — российского производства — сериалами о вечной борьбе бравых «оперативников» с криминалитетом — с характерной эстетикой и лексиконом — есть и соответствующий продукт нашего, украинского производства. В сущности, они не отличаются ничем. Кроме того, что наши сняты за меньшие деньги. Но речь идет прежде всего не о том, кто сколько вкладывает в эти сериалы валюты, а о том, какую модель поведения и мышления они несут. Какой эталонный мужской образ транслируют СМИ в общество?

Показателен факт, о котором уже упоминал «День», обращаясь к откровенно недоразвитой в украинском обществе теме послевоенного подполья и, в частности, фигуре Степана Бандеры. Факт этот заключается в том, что первым телесериалом, заявленным как «украинский», был «День рождения Буржуя». Почин перерос в стойкую тенденцию, подкрепленную импортной продукцией формата «Улицы разбитых фонарей» и «Убойной силы». То есть сначала народ подсадили на иглу, а теперь рассказывают о спросе на «наркотик». Цинично.

Недавно на телеканале «ICTV» стартовал новый сериал «По закону» производства украинской продакшен-студии «Film.ua». «Жесткий урбанистический детектив, снятый просто на улицах города», — так, если коротко, описывает его суть пресс-релиз. И хотя, как утверждают менеджеры продакшен-студии, снят он по европейскому (если нам не изменяет память, хорватскому) формату, фигурируют в нем разжалованный в капитаны Макаров и лейтенант Пчелкин.

Что эти люди вместе из «ментами» делают в украинском информационном пространстве? Ответ таков: неся с собой специфическую эстетику и мировоззрение, что сконденсированно можно представить в виде словосочетания «твою мать», они формируют эталонный образ украинских мужчин — образ поведения, мышления, пример мировоззрения, в конце концов.

И что теперь Украине и ее информационному пространству, населенному разжалованным в капитаны, прошу прощения, Макаровым и лейтенантом, прости господи, Пчелкиным, делать в Европе? Разве что нелегально гнуть спину на стройке или нелегально же нянчить чужих детей. Потому что пока общество (или, по крайней мере, активная его часть) интегрируется в Европу, телевидение интегрирует его в совсем противоположном направлении.

В украинском телепространстве есть несколько телеканалов, которые позиционируют себя как ориентированные прежде всего на мужскую аудиторию. Чем достигается такое позиционирование? Возьмем, например, телеканал «НТН». Среди прочего здесь есть криминальные новости, «бандитские легенды», сериалы «Морозов» и «Менты-9(!)», несколько детективных сериалов западного производства и шоу. Где-то так. К этому свои пять копеек добавляет и, например, ТРК «Украина». В ее программной сетке — «Убойная сила», «Солдаты», «Улицы разбитых фонарей», «Конвой», «Глухарь-2». Впрочем, телевидение — не единственный ретранслятор философии «жульнической крови» (читайте одно из произведений цикла о советской лагерной жизни «Жульническая кровь» российского писателя Варлама Шаламова). Есть еще, например, радио «Шансон». Украинские мужчины воспитываются (в широком смысле этого слова) на специфической криминалистическо-бандитской эстетике, образом-эталоном в которой является «вор» или «опер» (почему-то на экране их легко перепутать), а параметр «мужества» в рамках этой эстетики пролегает где-то между «Убойной силой» и «Глухарем».

Хорошо, скажет кто-то, но, наверное, всему этому, как кому-то может показаться, телесериальному хламу есть какая-то альтернатива на телевидении. Другие мужчины? Другие примеры мужества? Другие стереотипы поведения? То-то и оно. Нет!

А в России, говорят, авторитарный режим — жесткий и дремучий. Но там наряду с «ментами» есть исторические каналы, есть качественный канал «Совершенно секретно», интересный «Кто есть кто». А у нас? Здесь вспоминается фрагмент работы Ивана Дзюбы «Интернационализм или русификация», который метко упомянул Юрий Шаповал во время недавнего круглого стола в «Дне»: мол, школы есть, журналы, газеты есть, Верховная Рада есть, чего же вам, хохлам, еще не хватает?

Неминуемо возникает болезненное предположение (болезненное из-за упущенных шансов), что если бы украинское телевидение сделало героями своих телефильмов других персонажей, наше общество — по крайней мере, эпизодически — было бы иным. Речь идет даже не о конкретных, как кому-то до сих пор кажется, противоречивых фигурах. Речь идет о стереотипе, о модели — поведения и глубже — мышления. Вместо этого нам навязывается инородная варварская ментальность. И что самое печальное — навязывает ее нам наш же украинский производитель, который вдохновение для своих кинематографических шедевров мог бы черпать, не заглядывая в экран к соседям, а листая собственную историю.

Транслируя кино а-ля «менты», украинские каналы формируют не только национальное информационное пространство, но и модель поведения для украинского общества. А теперь получайте, пожалуйста, всенародно избранного президента! «Телеглухари» подпитывают и без того уже отравленную общественную почву, поддерживают в ней (необходимый кому-то?) уровень интоксикации. И хуже всего то, что этой же болезнью поражена украинская верхушка. Голова украинской рыбы, прошу прощения за натурализм, уже давно сгнила. Пора отращивать новую. В которой бы пульсировала не «жульническая кровь». А телевидение должно было бы этому поспособствовать.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ