Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы не имеем права быть необразованными»

Участники Х Летней школы журналистики — о своих увлечениях, мечтах и амбициях
22 июня, 2012 - 12:05

Напомним, уже в понедельник, 25 июня, в «Дне» начнется Х Летняя школа журналистики. Мы продолжаем знакомить наших читателей с молодежью, которая в ближайшее время, надеемся, активно вольется в работу коллектива газеты и будет в дальнейшем присутствовать на страницах издания (читайте также материал «Мое поколение много чего должно сделать для Украины» от 20 июня 2012 г.). Тем более что все участники, судя по присланным анкетам и эссе, — неординарные и интересные личности. Следовательно, предлагаем вашему вниманию фрагменты анкет и эссе участников юбилейной Летней школы журналистики «Дня».

«МЕНЯ НЕ ПЕРЕСТАЕТ УДИВЛЯТЬ КОНТРАСТНОСТЬ УКРАИНСКИХ ПРОСТРАНСТВ»

Елена КЛИМЕНКО, Харьковский национальный экономический университет, специальность «Финансовый менеджмент», с. Большие Сорочинцы Полтавской области:

— За последний год я много переосмыслила и открыла для себя неограниченные возможности самореализации и занятия любимым делом. Ведь среди моих интересов — политика, общественная аналитика, история и журналистика. Я уже семь месяцев как журналист Программы парламентской стажировки, а с января 2012 года стажируюсь в интернет-издании «Українська освіта». Одно из моих любимых занятий — это путешествия. Я люблю познавать самые разнообразные уголки Украины. Я уверена, что у каждой области, у каждого района есть что показать любому туристу, что-то уникальное и живописное найдется обязательно. Меня не перестает удивлять контрастность украинских пространств: карпатский поселок или крымское побережье, волынские озера и донбасская степь, черкасская набережная Днепра или винницкий уют — все удивляет. Больше всего в моей памяти держится картинка волшебного Закарпатья: венгерско-украинский городок Берегово и замковое Мукачево, древнее Чинадиево и исторически насыщенный Ужгород. Одной из приоритетных задач, которые я перед собой поставила, является просветительская работа, попытка расширить доступ жителей нашего поселка и района к честным новостям и правдивой информации.

«СТРЕМЛЮСЬ, ЧТОБЫ ПАРАДИГМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ИЗМЕНИЛА СВОЙ ВЕКТОР — С «ИСТОРИИ КРОВИ» НА «ИСТОРИЮ КОМПРОМИССА»

Юлиана ЛАВРИШ, Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет журналистики, Львов:

— ...Считаю себя настоящим книгоманом — читаю только то, что может меня концептуально обогатить, — от научной до художественной литературы, также люблю читать духовную литературу, в частности энциклики, размышления, интервью Папы Иоанна Павла ІІ, размышления Митрополита Андрея Шептицкого или Патриарха Йосипа Слепого. Летняя школа «Дня» — это всегда интеллектуальный тонус и редакционный ритм. Прошлым летом я грустила за этой динамической жизнью, потому решила ехать в этом году опять — для того, чтобы обогатиться новым опытом, знаниями, сделать свой небольшой журналистский вклад.

...Наша история претерпела много искажений. Однако сегодня время «нового листа», когда стоит открывать архивы и лелеять новое историческое сознание нации. Как представитель новой независимой генерации, стремлюсь, чтобы парадигма национальной истории изменила свой вектор — с «истории крови» на «историю компромисса». Я хочу, чтобы сегодня уповцы пожали руки ветеранам Советской армии, чтобы совместно могли определить направления и результаты миссий прошлого и понять, что в единстве — сила народа, и никакие политические провокации или политические шоу не будут нарушать этот баланс. Я хочу, чтобы украинцы через инициативы газеты «День» понимали, опять-таки, трагедию Сандармоха и взаимоинтегрировались не только в общественных кругах, но и в элитарных прослойках, направив силу и потугу своего мнения на то, чтобы не исполнились слова Лины Костенко из «Записок українського самашедшего»: «Кожей слышу, как тотальное жлобство сознательно прививается людям, превращая их в массу. Массе не нужны искусства, массе не нужна культура, массе нужно заложить в подсознание, и она пойдет в спроектированную сторону».

История — это неисчерпаемый источник авторитетов. Мне досадно, что сегодня СМИ занимаются популяризацией духовно и интеллектуально пустых персоналий. Вспоминаю свою первую университетскую практику в одной из центральных львовских газет, которая для меня тогда была эталоном журналистики. Когда я предложила редактору отдела культуры написать материал об одном историческом музее, она сказала, что этот материал для летнего периода отпусков годится, однако для «рабочего» сезона — нет, тогда же стоит публиковать разговоры с более интересными людьми, например с Потапом или Настей Каменских или Тимати. По окончании практики я закрыла за собой двери редакции и перестала читать эту газету.

О ВАЖНОСТИ СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИ

Ольга ШКРИБЛЯК, Национальный университет «Острожская академия», факультет политико-информационного менеджмента, с. Рожнив Ивано-Франковской области:

— Моя маленькая родина — Прикарпатье — славится ткаными и вышитыми изделиями и, конечно же, резными. Мою родословную прославили талантливые резчики Шкрибляки. Родоначальником был Юрий Шкрибляк, а ремесло отца продолжали и сыновья — Василь, Мыкола, Федор. Потомки также продолжали заниматься резьбой по дереву. Достижения этих поколений сохраняются во Львовском музее этнографии и художественного промысла и Львовском музее украинского искусства. Также немало работ вывезено за границу. Я чрезвычайно горжусь тем, что мою фамилию ассоциируют с этими выдающимися мастерами. Буду всегда хранить память об этих талантливых умельцах из села Яворова (откуда родом мой отец), передавая знание следующим поколениям. Чувствуя долг за продолжение исторического вклада, хочу также в будущем приносить что-то прекрасное в окружающий мир.

«УЧУСЬ У ТЕХ, КТО НЕУТОМИМО ДЕРЖИТ ЛИНИЮ ОБОРОНЫ»

Юлия САБАДЫШИНА, Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет журналистики, г. Смела Черкасской области:

— Я чувствую таинственную, почти мистическую связь с Холодным Яром, что на Чигиринщине. Открыла для себя этот уголок намного раньше, чем приобрели широкую огласку книги Юрия Горлис-Горского и Василя Шкляра... Чуть ли не каждое лето я гостила у бабушки в Суботове, навсегда влюбившись в эти просторы. Энергетика Холодного Яра завораживает... Украина — живописная и разнообразная, но для меня именно это место особенное, туда хочется возвращаться снова и снова. В жизни привыкла руководствоваться правилом: «Если очень стремишься, то непременно достигнешь желаемого, ведь настоящее «стремишься» предполагает настойчивые волевые усилия». Главную проблему нашего общества вижу в тотальном охлаждении, разочаровании и апатии. Моральными авторитетами для меня являются Василь Стус, Вячеслав Чорновил, из современников — Василь Шкляр. Зачитываюсь романами Ивана Багряного. Его «Сад Гетсиманський» чуть ли не навсегда стал любимой настольной книгой, из которой черпаю веру в человечность и волю к жизни. Признаюсь искренне: во мне не прекращают борьбу пессимист с оптимистом, споря о будущем родного края. Никак не получается найти в себе непреодолимую веру в то, что «вот такая» Украина достойна чего-то лучшего... Но мне есть у кого учиться — кто эту веру уже нашел и неутомимо держит линию обороны.

«ПРИЗВАНИЕ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ — ДОВЕРШИТЬ ДЕЛО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ»

Тарас САМЧУК, Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, исторический факультет, с. Деражное Ровенской области:

—...Увлекаюсь трудами Жака Лэ Гоффа и работами других представителей школы «Анналов», также мне интересны книги Ролана Барта. Из художественной литературы мне больше всего нравится творчество Кнута Гамсуна. Кроме этого, читаю много современной литературы, как правило, украинских писателей, таким образом поддерживаю отечественного производителя. Меня всегда привлекали горы, поэтому самые яркие эмоции вызывают поездки в Крым и Карпаты, особенно нравятся многодневные пешие прогулки по горам, после которых появляется вдохновение. Большое впечатление на меня произвело путешествие в Македонию и Грецию — поражающая красотой природа (невероятные горные пейзажи) и близость истории, прикосновение к античной культуре. Планирую посетить еще очень много стран, в первую очередь хочется лучше понять Европу и европейцев, однако тайны Востока — это тоже для меня.

В 2009 году успешно закончил Ровенское музыкальное училище, получив диплом младшего специалиста, который дает право преподавать в детских музыкальных школах, также в 2009 году имел опыт работы в детской музыкальной школе пгт Клевань, что в Ровенской области.

Поколение наших родителей достигло огромных успехов, оно смогло добиться независимости своего государства, конечно же, построить идеальное государство не удалось, но в этом и призвание нашего поколения — довершить дело своих родителей. Понятно, что с первой попытки трудно достичь приемлемого результата, но я припоминаю опыт французов, которые в течение XIX и XX веков несколько раз меняли свою конституцию, иногда в корне, и все же смогли достичь необходимого результата. Поэтому моему поколению следует аккумулировать лучшие мировые достижения в строительстве государственности и взяться за введение серьезных и прогрессивных изменений.

«ХОЧУ ПОШАТАТЬСЯ ТРОПАМИ БАРХАТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

Эльвира МАТРОСОВА, Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, факультет журналистики, Киев:

— ...Читатель я в основном билингвальный: после Андруховича или Матиос легко перехожу к Довлатову... и наоборот. (Последнего начала уважать за сакральное: «В советских газетах откровенными и честными могли быть только описки и опечатки».) Люблю произведения экзистенциалистов (особенно Камю и Сартра) и литературные антиутопии (Олдос Хаксли, Джорж Оруелл, Рэй Брэдбери.) Смерть Рэя несколько дней тому назад меня несколько шокировала — вот такое грустное подтверждение булгаковской «внезапной смертности людей». Досадно. Но это, кстати, еще один пункт к списку любимого — Булгаков. Немало городов посетила, но более всего моему внутреннему эстету понравились Прага, Будапешт и Львов. Города — архитектурные побратимы, но социальные антиподы. В будущем планирую обязательно посетить Каменец-Подольский (крепости — давняя мечта) и Братиславу. Хочу пошататься по тропам бархатной революции! Знаю искусство и музыку, играю на двух инструментах. Любимый композитор — Рахманинов.

«ПОДЧИЩАЮ «ХВОСТЫ» ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»

Антон СОЛНЫШКИН, Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, факультет философии, Киев:

— Осенью я писал статьи для молодежно-политического журнала «Демшиза» (издан только пилотный выпуск из-за нехватки энтузиазма), а также рассказы для литературно-экологического проекта «ПРОдайте їсти». Выступал на международных научных конференциях: в Московском государственном университете им. Ломоносова (победитель секции «История и теория политики») и Одесской юридической академии. Постепенно подчищаю «хвосты» школьной программы, но больше всего нравятся Достоевский, Лагерквист, Эдгар По, Борхес, братья Стругацкие, Станислав Лем. А вообще хотел бы написать собственную книгу и побывать в Японии.

О ВАЖНОСТИ «ПУПКА» В ХАРАКТЕРЕ НАЦИИ

Нина ПОЛИЩУК, Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет журналистики, Херсон:

— Жизненной энергии и ретивости мне всегда прибавляют путешествия и лагеря (бываю в лагерях преимущественно с Союзом украинской молодежи, членом которого являюсь). Так прошла чуть ли не всю Херсонщину (Олешкивские пески — единственная пустыня в Европе), Львовщину (маршрут «Золота підкова»), половину запорожских краев и Ивано-Франковщины. Была и в соседней Европе в прошлое лето — во Всемирные дни молодежи. Уже год мечтаю попутешествовать по Германии — начала изучать немецкий язык. Однако больше всего хочу в нетуристические Карпаты, туда, где забытый дом мольфара и нявки (увлекаюсь мифологией). Что же касается книг, то неизменно любимой является философская фантастика (Г. Бредбери, С. Кинг, Ю. Гордер) и все направления модернизма (М. Пруст, Дж. Джойс). В последнее время склоняюсь к мемуарам и документальным жанрам («Листи з Києва» С. Павлычко). В жизни прежде всего пытаюсь достичь гармонии.

Эрнест Гелнер, английский философ и социальный антрополог, в труде «Нації та націоналізм» в одной из частей рассматривал проблему «пупковости» наций. На первый взгляд, такое название одной из составляющих национализма звучит смешно, как и что-либо действительно серьезное и весомое в наших реалиях. Однако, по Э.Гелнеру, именно из пупка нации патриоты, как дети от матери, получают генетически важную информацию собственной самодостаточности, что в будущем станет плодородной почвой для стойкого патриотического гражданского общества. Пупковость нации — это что-то особое, что характерно и взлелеяно только этим этносом. Так, к примеру, в Чехии — это чешский национализм, обоснованный их президентом Т. Масариком. Пупок в Англии — парламент, в Болгарии — глаголица Кирилла и Мефодия, в Греции — демократия и тому подобное. «Следовательно, одни нации имеют пупки, другие находят их, некоторым их вживляют. Скорее всего те, кто имеет настоящие пупки, находятся в меньшинстве, но это — неважно. Важным является то, что существует потребность в пупках, предопределенная требованиями современной эпохи», — писал Гелнер. А что же относительно Украины? Какой у нас «пупок»? Что характерно только для нас? Неужели «мояхатаскрайність» и пословица: «Где два украинца — там три гетмана»? А может, прислушавшись к Э.Гелнеру, нам надо обязательно найти собственный «пупок» и вырезать тот, который был вживлен в советское время, — пупок малороссийства, второсортности? Но вырезать лживую часть «мало», надо поставить на место так же когда-то вырезанный мягкий знак в «руськой земле», «руськой истории» да еще многих других словах-индикаторах украинской самодостаточности и уникальности. Тогда, думаю, будет откуда черпать живую воду для бесноватых «иванушек»; тогда, наконец-то, возможно появление не счастливого конца, а счастливого продолжения...

«ПЕРВЫМ ШАГОМ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ШАГ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ В БИБЛИОТЕКУ»

Иванна СКУБА, Волынский национальный университет им. Леси Украинки, факультет романо-германской филологии, Луцк:

— Изучение иностранных языков на профессиональном уровне, кроме всего прочего, предполагает также аспект погружения в культуру народа, язык которого изучается. И недавно у меня появилось ощущение, что в процессе познания других культур я все дальше отдаляюсь от своей собственной, от проблем, которыми живет современная Украина, что, собственно, и стало причиной заинтересованности в Летней школе журналистики в газете «День», концепт которой направлен на внутреннюю украинскую атмосферу. У меня много увлечений, среди которых книги занимают чуть ли не самое первое место. Читаю английскую классику (как из любопытства и уважения к ней, так и из-за обязательств перед профессией), в частности мне импонирует реализм Чарльза Диккенса и Вильяма Теккерея (особенно для себя отметила произведение Теккерея «Ярмарка суеты», поскольку проблемы, которые он там раскрывает, характерны не только для Англии периода XIX в., а являются очень и очень актуальными для сегодняшней Украины) и произведения сестер Бронте. Достаточно интересной является американская аболиционистская литература (в частности творчество Гарриет Бичер-Стоу), поскольку ярко изображенные картины из тяжелой жизни рабов вынуждают меня поневоле провести параллель между рабством на плантаторском Юге Америки и проблемой крепостничества в Украине. Вершиной русской классической литературы для меня навсегда останется «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, по моим личным впечатлениям ему уступает даже всемирно известный «Фауст» Гете. Если говорить о современных писателях-иностранцах, то не могу удержаться перед искушением прочитать новую книгу Дэна Брауна или Бернара Вербера. Вполне понятно, что украинская литература занимает отдельную нишу в моих литературных увлечениях. Будучи всегда пылким сторонником прозы, я абсолютно по-новому посмотрела на поэзию, благодаря стихотворениям львовской писательницы Марьяны Савки, которая теперь вместе с Линой Костенко является моей любимой поэтессой.

Мечтаю о том, чтобы путешествовать по Великобритании, Японии и Южной Африке. В идеале мечтаю связать путешествие по Африке и Японии с волонтерской деятельностью на этих территориях, то есть с обучением детей английскому языку.

В будущем я хочу заниматься художественными переводами, для того, чтобы применить не только свои переводческие умения, но и дать волю определенному творческому началу. Однако на данном этапе моей учебы и становления мне нравится робота с детьми, которым я даю уроки английского. Собственно, в этом я и вижу свое место в социокультурном пространстве страны: переводческая деятельность — это достаточно неплохой способ ненавязчивого ознакомления иностранцев с культурой и историей Украины и проблемами, которыми она жила и живет. А преподаватель, в свою очередь, всегда найдет способ, знакомя учеников с языком и традициями другого народа, научить их осознавать неповторимость и значимость своего. Таким способом я буду пытаться доказать, что человек, который посвящает свою жизнь познанию других языков и культур, довольно сильно уважает и свой родной язык, и является важным звеном в государственном механизме.

Отдавая свою историю, мы не только калечим государство, но и сами вместе с ней становимся неполноценными. Каждому стоит задуматься над фразой Ларисы Ившиной о том, что «наследники большой истории не имеют права быть жалкими, запущенными и жалобно скрестись в европейские двери». Как по мне, они, прежде всего, не имеют права быть необразованными. Поэтому первым шагом молодого поколения должен быть шаг от социальных сетей и телевидения к библиотеке. Изучать собственную историю, гордиться тем, что мы в ней компетентны, что мы знаем, кто мы и откуда происходим, и, кроме того, активно это пропагандировать — вот какими должны быть первоочередные действия современной молодежи.

«УКРАИНА НУЖДАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ЛЮБВИ И ПАТРИОТИЗМЕ»

Юлия ЯРУЧИК, Национальный университет «Острожская академия», гуманитарный факультет, Волынь:

— Моя специальность «Литературное творчество» требует ежедневного поиска — в книгах, искусстве, личностях, жизни. Возможно, именно поэтому я не чувствую проблемы стандартизации и шаблонности украинского образования. Мой же поиск основывается, наверно, на литературе, потому что это то, где можно прочитать (чаще всего между строк) всю жизнь общества в его полном разрезе. Читаю обычно современных украинских авторов, модернистов ХХ века — Винниченко, Подмогильного, причудливую прозу Валерия Шевчука, увлекаюсь французскими экзистенциалистами, японской литературой. В жизни стремлюсь достичь стабильности во всех смыслах этого слова. Думаю, это именно то, чего не хватает моей стране и большинству ее граждан. Какой бы ни была политическая или экономическая ситуация, стабильность всегда подсказывает правильные пути развития и решения проблем. Если бы каждый из нас определился со своими интересами и приоритетами, то и государство не клонилось бы туда, куда ветер дует. В переполненном информацией мире все же трудно найти самое важное, самое весомое. Но, несмотря на самые разнообразные векторы своего будущего, Украина и социокультурное пространство в ней нуждаются в обычной любви и патриотизме, не маргинальном существовании, а активной жизни.

Подготовила Виктория СКУБА, «День»

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ