«Скажите, а где здесь стояли башни-близнецы?» — девушка с сильным итальянским акцентом спросила нью-йоркского полицейского. Мужчина в форме немного удивленно взглянул на иностранку, а затем без эмоций указал на деревянный забор, у которого они оба стояли.
Взволнованность девушки можно легко понять. Когда выходишь из метро на остановке «Всемирный торговый центр», то первое, что бросается в глаза — это огромный недостроенный небоскреб.
Вокруг него — высокий деревянный забор, кое-где — металлическая сетка с большими баннерами: «Посетите музей-мемориал жертвам трагедии 11 сентября 2001 года. Улица 20, Визли», «Всемирный финансовый центр» и указатель, который приглашает двигаться направо. Туристы внимательно читают надписи и смотрят в указанном направлении в поисках самого мемориала.
«Граунд Зиро» («Нулевой уровень») — так американцы называют место, где когда-то стояли башни-близнецы. Здесь всегда людно, а накануне годовщины сложно было даже протолкнуться. Причина даже не в туристах, которые пытаются фотографировать все, что видят. Значительно больше, чем туристов, здесь было американцев, которые пришли почтить память и продемонстрировать свою поддержку тем, кто потерял близких и знакомых.
«Я пришел, чтобы поддержать семьи погибших. Столько людей собралось — это хороший знак, это демонстрирует единство американцев. Мы сильны — нас не сломить, и мы не дадим себя в обиду, — говорит Ричард БЕЙЛИ, пожарник из Нью-Йорка. — Посмотрите вокруг, сколько людей с оружием, чувствуется напряженность, нет такого, как раньше, ощущения абсолютной безопасности. Мы, американцы, пересмотрели свое отношение к свободе — мы ее ценим больше и понимаем, что ради нее можно перетерпеть и обыски в аэропортах, и другие меры безопасности».
Место, где можно почтить память погибших, администрация города устроила вокруг загражденной площадки, где до сих пор продолжается строительство. На одном из заборов было натянуто длинное белое полотно с черно-белыми портретами погибших, где их близкие оставляли трогательные сообщения. «Со всей любовью. Мы по тебе соскучились, Барри Коннер», «Найди покой возле Бога. Наше сердце грустит по тебе. Мы тебя любим». Подобные надписи на английском и испанском языках были вдоль всего полотна.
«Я написала имя хорошего знакомого, который работал на восьмом этаже одной из башен, — говорит Инна Валенсия. — Сегодня я здесь, чтобы вместе с другими американцами продемонстрировать свою поддержку, показать, что мы — едины, мы помним и любим тех, кто погиб».
Напротив полотна развернули палатку представители одной из благотворительных организаций, которые собирали пожертвования. Каждому благотворителю — бело-сине-красный букетик цветов, перевязанный лентой с отпечатком американского флага.
В двух шагах от места, где раньше стояли башни, недавно открыли небольшой музей, посвященный трагедии. Накануне годовщины туда трудно было протолкнуться. Люди неспешно разглядывали экспонаты, среди которых — полицейская форма одного из погибших, бейджик и личные вещи, найденные на месте после теракта. Несмотря на то, что музей относительно небольшой (только один зал), он достаточно информативен, на многих установленных здесь мониторах постоянно крутится видео о том, как произошла катастрофа и каким будет новый мемориал.
Сложно не заметить старую часовню Св. Паула напротив музея. К годовщине трагедии здесь также организовали выставку о том, как священнослужители помогали людям, пострадавшим в результате теракта. На входе в часовню раздают белые ленты с надписью «Помнить, чтобы любить». На обратной стороне этой бумажной полоски каждый мог дописать имя человека, который погиб в результате теракта, и повязать ленту на металлическое ограждение рядом.
К самому мемориалу накануне, да и в день годовщины трагедии, пришли только члены семей погибших и официальные лица, среди которых были президент Барак Обама с женой, бывший президент Джордж Буш и мэр города Нью-Йорка Майкл Блумберг. Позже доступ получили и те, кто предварительно зарегистрировался на сайте и в результате лотереи получил бесплатный билет.
Для общественности мемориал открыли 12 сентября.
После того, как отметили годовщину, американская пресса подводила итоги: что люди и мир думают о событиях 10-летней давности. Сквозь эти материалы красной нитью проходит идея — теракты 11 сентября 2001 года изменили Америку. Это можно воспринимать скептически, но то, что полицейские с винтовками на каждом шагу уже не вызывают ни у кого удивления, что проверка содержимого сумок и собаки, которые ищут взрывчатку, воспринимаются скорее с благодарностью, чем с возмущением, убеждает — что-то таки изменилось. Как сказала моя собеседница Валенсия: «Мы, американцы, перестали воспринимать свободу как должное — мы начали ее больше ценить и готовы ради этого идти на уступки. Кроме того, мы стали еще более объединенными как нация». И в самом деле, послушав, как американцы из противоположной части страны летят по пять часов, чтобы прийти к «Граунд Зиро» и засвидетельствовать свою поддержку тем, кто потерял родных во время терактов, думается — что-то таки изменилось в людях.