Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На «одной волне» со Сковородой

Владимир Беглов — о том, как создать популярное радио «с нуля» и почему важно делать только то, что действительно любишь
20 октября, 2017 - 12:45
ФОТО ИРИНЫ СЕРЕДЫ

В начале октября исполнилось два года музыкально-информационно-разговорному «Радио Сковорода» — интересному львовскому проекту онлайн-вещания, который фактически сразу после старта нашел своего благодарного слушателя. За основу названия проекта была взята фигура украинского философа Григория Сковороды, сами основатели радио это объясняют тем, что «Сковорода в свое время был новатором и даже в некотором плане хипстером». Интересно, что одной из задач радио, которые ставили себе основатели, было формирование классического представления о том, что украинское может быть модным и прогрессивным. А еще — продуцировать только качественный и интересный контент. О достижениях первых лет работы, а также рисках, с которыми столкнулся проект, — в разговоре с журналистом и радиоведущим, соучредителем «Радио Сковорода» Владимиром БЕГЛОВЫМ.

ВЕДУЩИЙ «РАДІО СКОВОРОДА» ВЛАДИМИР БЕГЛОВ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ВЗЯЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ У ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА «ДНЯ» ЛАРИСЫ ИВШИНОЙ СРАЗУ ПОСЛЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КНИЖНОЙ НОВИНКИ «КОРОНА, АБО СПАДЩИНА КОРОЛІВСТВА РУСЬКОГО». ЛЬВОВ, 15 СЕНТЯБРЯ  2017 Г. / ФОТО ВАЛЕНТИНА ТОРБЫ / «ДЕНЬ»

— Удалось ли вам достичь поставленной на старте цели — показать, что все украинское (музыка, литература, живопись, собственно культура) может быть прогрессивным и модным?

— Полностью не удалось. Мы в процессе (улыбается). Если бы нам удалось все, что мы себе запланировали, запуская радио, мы бы его уже закрыли — миссия была бы выполнена! Нам четырем (основателям радио Андрею Чемесу, Владимиру Беглову, Марьяне Романяк и Артему Галицкому. — Авт.) и людям, которые к нам присоединились, прежде всего удалось реализоваться как независимым журналистам. «Шкурный» интерес — это освободиться и попытаться быть свободными, ни от кого не зависимыми журналистами. Этого мы достигли сразу. Понимаешь, мы поставили себе целью говорить всегда правду, приглашать в эфиры только тех гостей, которые нам лично интересны, поднимать только актуальные и крутые темы для обсуждения, которые нас самих действительно волнуют. В конце концов, «крутить» музыку, которая именно нам кажется наиболее интересной. Признаюсь, это было довольно рискованно. Нам говорили, что вы максимум две-три недели покрутитесь, а затем люди вернутся к привычным форматам. У нас еще не было бизнес-плана, четкой стратегии, приоритетов работы. Но в 2015 году мы очень загорелись проектом, поэтому решили с октября запустить радио. И запустили.

Если говорить о достижении цели, то, повторюсь, мы пока далеко не всего, что запланировали, достигли. К тому же, есть немало рисков, которые сопровождают радио. Но участники эфиров, люди, которые творят «Радио Сковорода», стопроцентно стали «свободными художниками» и пытаются творить то, от чего сами получают кайф.

А о каких именно рисках ты говоришь?

— Есть несколько опасностей, о которых можно говорить с точки зрения нашей двухгодичной истории. Всем хочется есть, и потому, скажу откровенно, я боюсь, что в результате недостаточного количества денег (такое временами бывает) мы можем скатиться до уровня ФМ-радиостанций. Как обойти эти риски? Думаю, что нужно держать марку. Реклама — это традиционный путь, но не основной, в частности при условии неудовлетворительного состояния рынка рекламы. Главные темы нашего вещания — это те проблемы, которые в традиционных выпусках новостей или ставят в конец, или вообще обходят — культура, проблемы становления гражданского общества, история, инновации. Традиционные медиа об этом почти не говорят, мы же ставим в прайм-тайм. И в этом направлении нужно искать новые пути коммерциализации контента. Один из путей такой работы — наши «странствующие студии». Также для некоторых проектов удалось заручиться поддержкой нескольких крупных фондов.

Определенные интересные события, если они не коммерческие, а играют важную общественно-политическую роль, охвачены нами бесплатно. Можно вспомнить тот же Форум издателей во Львове, где мы, кстати, записали интересное интервью с главным редактором «Дня» Ларисой Ившиной, общались также со многими другими невероятно интересными гостями форума. Еще одно из направлений — это вечеринки Skovoroda Fest, которые мы организуем. Также мы сейчас ищем новые формы подачи материалов — начали вести видео-трансляции, например.

Ваш первый слоган: «Радио Сковорода» — это радио свободных людей». Сколько сейчас таких «свободных людей», то есть кто ваша целевая аудитория и как она выросла за два года? Слышал, что сразу после старта, фактически за первые недели работы, радио собрало аудиторию в 14 тысяч постоянных слушателей. Это правда?

— Да. Знаешь, у нас нет денег, чтобы заказать качественное исследование GFK, поэтому мы можем оценивать аудиторию путем обратной реакции, анализируя резонанс того, что делаем. Когда мы запускали радио, то, конечно, определили для себя условный образ идеального слушателя. Это молодой человек, который хорошо зарабатывает, творчески реализуется... Это может быть ІТ-шник, может быть архитектор, дизайнер, с активной жизненной позицией. Это такие себе позитивные хтпстерв, в лучшем понимании этого слова. Те, кто ценит локального производителя, хорошую тусовку, любит что-то свое — украинское. Мы не хотели зацикливаться исключительно на ІТ-шниках, поэтому решили считать, что нас слушает архитектор 25—35 лет (улыбается). Он имеет семью или планирует ее завести; может ездить на авто, но идейно выбирает велосипед.

Радио набирает обороты. Даже в моем любимом кафе «Світ кави» периодически слушают наше радио. К счастью, много знакомых и интересных людей с нами «на одной волне». Количественно точную аудиторию указать не могу — от нескольких сотен до нескольких тысяч (прослушивание подкастов), просмотров видео (несколько тысяч). В конце концов, меня лично не очень интересуют цифры. Это как с постами в «Фейсбуке» — ты можешь иметь сотни лайков от «серых», безымянных людей, а можешь иметь несколько десятков, но от тех личностей, чье мнение ценишь.

Имя Сковороды в названии радио, вероятно, обязывает творить качественный интеллектуальный контент. Вас ошибочно не воспринимают исключительно как философскую радиостанцию? Сегодня не жалеете, что два года назад назвали проект именно так?

— Думаю, что мы попали в цель. Имя Сковороды стало классным брендом. И это круто. Он был странствующим философом, и мы активно практикуем «странствующую студию». Лично для меня ценности, о которых говорил Сковорода, очень важны и актуальны. Мы с образом и смыслами нашего философа часто экспериментируем. Знаешь, как-то сделали на заставке Сковороду современником. Это был такой себе современный мужчина с красивой фигурой, весь в татухах, в стильных очках. Может ли быть Григорий Савич таким? Может! Так же экспериментируем и с содержанием наших эфиров — ценности неизменны, меняется только подача.

— Сегодня вы — достаточно популярное львовское радио. Не появились ли амбиции подняться с уровня регионального на национальный?

— Мне очень нравится неофициальный формат, в котором живут США. Там определены условные центры: Нью-Йорк — это финансы, Лас-Вегас — развлечения, Вашингтон — политика и так далее. Возможно, где-то следуя такой логике, мы уже на старте проекта договорились, что будем говорить на общеукраинские или общемировые темы, но голосом Львова и львовскости. Да, конечно, время от времени возникают идеи типа: не переехать ли нам в Киев и не попробовать ли вещать оттуда? Но на самом деле мы здесь, во Львове, можем говорить о национальных и мировых трендах. Мы пытаемся работать для всех, но... сквозь львовскую призму виденья.

Ваша фишка — «странствующая студия». Как возникла идея не приглашать собеседников, а идти к ним в гости?

— Идея возникла практически сразу. Мы этого не придумывали. Мы начали вещать с двумя одолженными микрофонами и одним частным ноутом нашего музыкального редактора Артема Галицкого. Заплатили деньги за сервер и одолжили маленькую звуковую карту. Еще скинулись по 100 долларов, поэтому начальный бюджет радио составил всего 400 долларов. Понятно, что мечтать тогда о студии не приходилось. В какой-то момент, обедая в одном бюджетном заведении, мы вспомнили, что Сковорода был странствующим философом. Почему бы нам не стать странствующим радио? Настя Левкова, наша подруга, тогда работала арт-директором в книжном магазине «Є» во Львове, и они в это время открывали книжный магазин на улице Галицкой. Я предложил сотрудничество: у них событие, и нужно пригласить людей, а у нас нет студии, но хотим вести эфир. Мы открылись у них и начали сидеть прямо... в витрине. Потом были разные кафе, библиотеки... так продолжалось несколько месяцев, когда мы напрашивались к людям и объясняли, почему это важно. Позже нас начали приглашать сами. Для бизнеса это почти никаких расходов — кофе и столик, которые для нас нужно выделить. Зато выгода очевидна — мы же благодарим их в эфире, они ассоциируются с модным интеллектуальным медиа.

Позже нас начали приглашать в разные места не только Львова — были в Киеве, Днипре, Славянске, Краматорске... Мы даже были в Стокгольме на Евровидении, и это невероятная авантюра, которую Андрею Чемесу, Артему Галицкому и Марьяне Романяк удалось провернуть почти без бюджета.

У нас есть Назар Кузьма, который пришел худым парнем, а сейчас просто накачал плечи — потому что постоянно носит тяжелый рюкзак-студию. Кстати, мы используем рюкзак торговой марки Gud, который нас полностью удовлетворяет.

Сейчас у нас есть редакция — это маленькая комнатка в Первой Львовской медиатеке Центральной городской библиотеки имени Леси Украинки. Во Львове сейчас реорганизуют один из дворцов культуры, и нас уже приглашают туда. Понимаешь, все очень просто — мы выполняем завещание Сковороды: «Делай, что любишь, люби — что делаешь», и именно поэтому нам многое удается.

Если говорить о зарплате, то деньги на радио получают до десяти человек, и я туда не вхожу. Больших прибылей мы пока не получаем, не в последнюю очередь потому, что являемся честным радио — оплачиваем авторские права музыкантов, вообще весь выходящий контент. Это главный принцип нашего постреволюционного вещания. Если говорить вообще о скелете, всех, кто творит радио, то это около 30 человек.

На днях вам исполнилось два года. А каким ты видишь радио еще через два года? Чего бы хотелось достичь?

— Хотел бы иметь ядро аудитории в несколько тысяч постоянных слушателей. Мечтаю, чтобы мы обрели своего слушателя, который будет вспоминать о нас в будущем, как я сейчас вспоминаю радио «Инициатива». Могут быть потери коммерческие или потери аудитории, но мы должны продуцировать смыслы, по крайней мере мне этого бы очень хотелось. Открою тайну: одним из вариантов слоганов на новый сезон у нас был — «Меньше информации, больше жизни». Собственно, этого хочется достичь. Мне бы также хотелось, чтобы мы стали более стабильными в программной сетке, потому что сейчас... слишком «живые». Объясню: у нас есть возможность, скажем, сегодня в 15.00 взять интересное интервью — мы бежим и берем его. А слушатель хочет эфирной стабильности, знать, что по четвергам в 15.00 обязательно выйдет какая-то его любимая программа. Она есть в графике, и она выйдет. Пока мы довольно легки в этом плане на подъем.

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ