Ситуация с основным «Евровидением-2011» становится все более четкой. Германия уже определилась с городом проведения 56-го конкурса. Им стал западнонемецкий Дюссельдорф. Окончательно известны также даты: 10 и 12 мая пройдут полуфиналы, 14 мая — финал. Надеюсь, Европа порадует нас новым хитом. Тем более, что, кажется, европейские страны уже почти пришли в себя после кризиса, и целых 43 из них выразили желание делегировать своих певучих представителей в Дюссельдорф. В последний раз такое количество стран (кстати, рекордное) принимало участие в «Евровидении-2008» в Сербии. Приятной новостью стало возвращение в ряды конкурсантов Италии. Согласитесь, мы совершенно не знакомы с современной музыкой Апеннин. Снова подали заявки Венгрия, Австрия и Сан-Марино. Оргкомитет уже даже назначил трех ведущих события и начал подсчитывать деньги от продажи билетов, за которые будут просить от 90 до 190 евро. Правда, со своей представительницей озабоченная общеевропейскими проблемами Германия в 2011 году решила не мудрствовать. Эту страну представит победительница-2010 Лена Майер-Ландруп.
Украинская же песня будет представлена во втором полуфинале конкурса. Среди наших творческих конкурентов — представители Беларуси, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Дании, Эстонии, Ирландии, Израиля, Латвии, Македонии, Молдовы, Нидерландов, Австрии, Румынии, Швеции, Словении, Кипра и Словакии. И пока в Германии продолжается активная подготовка к проведению конкурса, в эфире Первого национального идет бесконечная и, нужно признать, довольно скучная процедура отбора украинского представителя...
Нехватка настоящих творческих открытий в национальном отборе стала очевидной уже с его началом весной 2010-го. Почти чудом показалось появление на этом фоне очень интересной этно-хаос-группы «Даха Браха», которая к тому же уже довольно известна, и не только в пределах Украины. Впрочем, пройдя отбор, коллектив... исчез с наших экранов. Ирина Горбань, арт-менеджер коллектива, прокомментировала это исчезновение так: «В последующих отборах группа участия не принимала из-за несогласованности проведения съемок (о которых нам сообщали за неделю) и графика концертов. Иллюзий по поводу нашего участия мы не имели, поэтому относились ко всему довольно спокойно».
К сожалению, приходится предполагать, что на самом деле «Даха Браха» стала всего-навсего «фиговым листочком», которым пытались прикрыть нехватку украинских исполнителей в отборе.
Дальше всплыли на поверхность некоторые другие «мелкие» нюансы. В частности, непрофессиональное жюри, в составе которого к тому же оказались те, кто «опекает» тех или иных конкурсантов (речь идет о Багинском и Матиасе).
Кстати, интересно, честь какой страны будет защищать украинский конкурсант в следующем году?.. А собственно музыкальные параметры? «Даха Браха» и другие «живые» коллективы прекрасно понимают, что такое рождение пения вживую — с эмоциями, открытой душой, напряженными связками и соответствующим уровнем мастерства. А вот понимают ли это другие исполнители? Я стал свидетелем съемок первого цикла отбора. Многие из отобранных жюри исполнителей на взятие правильных нот были просто неспособны. На демонстрацию анатомических подробностей — да! А вот на пение — нет. Хотя напомню, что требования «большого» конкурса относительно фонограмм довольно жесткие — петь нужно исключительно вживую. Соблюдение этого правила должен проверять вещатель-организатор, то есть НТКУ. В конце концов, это имидж страны... А решить эту коллизию можно было просто — включить в состав жюри представителей профессионального сообщества. Но...
Хотя в полном отсутствии профессиональных и мощных исполнителей конкурс не обвинишь. На то, чтобы поразить Европу, могут претендовать композиции, предложенные Джамалой и Златой Огневич. Маловато как для певучей нации, не так ли?