Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нам не жить друг без друга

13 сентября, 2002 - 00:00


Конечно, существуют еще радио и интернет-издания. Но последние собирают немногочисленную элитную аудиторию и к тому же не обладают правовым статусом СМИ. А радио переживает не лучшие времена. Призывные попсовые мелодии не могут остановить потери слушателей. Средства массовой информации (и развлечения) аудитории — это прежде всего неразрывная связка телевидения и газет. И друг без друга им не обойтись.

ПОЛЕЗНЫЙ СИМБИОЗ

C появлением телевидения газеты не проиграли. Да, ТВ посадило публику на собственную новостийную «иглу». Но чем больше выпусков новостей — тем больше интерес к событию и подробностей о нем. Поэтому вслед за скороговоркой новостей информационный «наркоман» смакует подробности в завтрашнем номере газеты. ТВ берет оперативностью, газеты — дотошностью, большим количеством мнений. Не каждые новости могут похвастаться аналитикой «с колес». А в серьезной общественно-аналитической газете она есть всегда.

Конечно, велико число читателей, которых в газете интересует только телепрограммка. Сформировался даже целый подвид изданий, паразитирующих на этом. Но в большинстве изданий (если это не узкопрофильное «Свиноводство» или «За рулем») освещением телевидения занято намного больше журналистов, чем деятельностью ВР. Любое телевизионное лицо становится членом семьи, и законный интерес удовлетворяют газеты. Хорошо идет информация о самих передачах («Как Это было»), рождающихся и умирающих проектах. Кроме того, запертый наедине с телеэкраном человек, по большому счету, одинок, и ему не с кем обсудить телевпечатления. Своеобразным собеседником для него становится телекритик, профессиональный и неутомимый зритель.

Жанр, рожденный мерцанием голубого экрана, — телекритика, смею надеяться, помогает эволюции ТВ. Такое обсуждение старается уберечь потенциального телезрителя от «чернухи» и напрасно потраченного времени; не утаит, что порой стоит за внешними ТВ-эффектами. А профессионалам, пощекотав их самолюбие, предложит более серьезные критерии творчества, чем рейтинг.

АВ слОVО

Первыми были газеты. Они появились в начале ХIХ века и, по большому счету, мало менялись на протяжении полутора веков. Так, например, в обычном, даже не столичном городе Харькове, в конкурирующих ежедневных выпусках газет «Харьковские губернские ведомости» и «Южный край» года эдак 1850-го (газеты, между прочим, формата «Известий») — информация об указах Государя, экономические новости, культурная и криминальная хроника, фельетоны, события в городе, иногда рассказы и стихи, юмор. Непременно реклама и объявления. Процентов на 90 содержание совпадает с современными изданиями (хотя в современном Харькове сейчас не существует ни одного ежедневного издания такого масштаба). Отличие — в стиле и ритме изложения. Первое впечатление от старинного дизайна — скученность текста. В советскую эру журналистики мало что изменилось. Внешний вид «Украинской правды» образца 1970-го так же лапидарен и непривлекателен для глаза, не говоря уже о содержании. И только с развитием телевидения вначале «за бугром», а потом и у нас печатные издания видоизменились. Это сейчас оптимальным считается четыре иллюстрации на полосе. А тогда для советского человека внешний вид газеты ФРГ «Бильд» (наполовину состоящей из цветных картинок, наполовину — из облегченной информации) вызвал бы шок. Телевидение приучило аудиторию к зрелищности, и это вынуждены учитывать даже серьезные издания.

СЕКУНДНЫЕ СТРЕЛКИ ИСТОРИИ

Так чем же телевидение принципиально отличается от своих СМИ-собратьев, и прежде всего от газет?

Телевидение — баловень СМИ. Это — эхо, благодаря которому события становятся «великими». В свое время Ф. Ницше так говорил о газетах, но теперь иерархия изменилась. Именно в ТВ вкладывают деньги, и в десятке богатейших людей планеты двое — телемагнаты. Однако же «золотое дитя» оправдывает вложения и стремительно развивается.

Почти каждый новый телесезон (и этот не исключение) вносит существенные изменения. Новация прошлого года — «мутация» новостей в сторону человечности как попытка увеличить популярность самого консервативного телевизионного жанра. В этом — продолжается парад реал-шоу («Стать звездой», «Гарем» («1+1»), скоро «Русское чудо» («Интер»). Развлекательные передачи, обновленные аналитические программы. Доморощенные «Роксоланы» сменяются вполне приличными телесериалами отечественного или совместного с россиянами производства.

Некоторое беспокойство возникло в журналистских рядах при появлении Интернета. Но революционные технологии пока серьезно завязли в нашей бедности и не скоро будут доступны большинству граждан. Обзаведение своим сайтом — сейчас больше жест престижа, чем насущная необходимость. Пока новейший жанр газетной журналистики преимущественно служит гиперссылкой (справочным материалом) и лентой новостей для остальных коллег. Оперативность Интернета, впрочем, взяли на вооружение всеядные телеканалы. Так, ICTV ежечасно прерывает свои программы для горячих новостей. Интернет стал музой для телевизионных дизайнеров, и стилизованный под компьютерный монитор экран стал хорошим тоном. Еще дальше пошел российский новатор Парфенов. В его еженедельной информационно-аналитической программе нового типа «Намедни» (НТВ) на сладкое подается Интернет- мультфильм «Масяня». Что-то вроде интерполированной газетной карикатуры.

Ни одно печатное издание не сможет угнаться за такими калейдоскопическими изменениями. Да и не должно. Читатели ценят старую добрую газету именно за традиционность и держатся за нее, как за якорь в бушующем жизненном море. Периодическая печатная продукция (в лучших своих образцах) отслеживает и анализирует, подробно рассказывает то, о чем ТВ сообщило вкратце. И будет щедро делиться с тележурналистами, которые начинают свой день с чтения газет, темами, новыми личностями и неожиданным углом зрения на события.

ЧТО БУДЕТ

Телевидение уже перешло на тот этап эволюционного процесса, когда от ведущих требуется не только актерские модуляции и внешние данные (или, упаси Боже, очень личное знакомство). Неожиданно выяснилось, что с эрудированными интервьюерами и ненудными аналитиками, способными работать в прямом эфире, в стране напряженка. Возникший дефицит личностей скорей всего будет востребован из других областей интеллектуальной деятельности, и прежде всего из газет.

Другие кардинально новые области сотрудничества пока не просматриваются. А по поводу старых можно предположить, что развитие телевидения и газетной телекритики — взаимосвязанный процесс. Пока общая тенденция — и в электронных, и в обычных СМИ — недостаток узких профи. Даже в телевизионных новостях репортеры соперничают в универсальности с Леонардо да Винчи. Способный корреспондент может освещать и международные, и парламентские, а то и религиозные темы. В респектабельной газете это невозможно. Но, судя по общему уровню текстов в украинской прессе, потребность в узких специалистах с легким пером существует.

А вот качественный и количественный состав публики может претерпеть явные изменения. Как утверждают психотехнологи, подрастающее поколение отвыкает читать. Причем это не просто отсутствие полезной привычки, а функциональная неспособность к воображению. Пробелы воспитания, которые сложно наверстать. Привыкший к видеоизображению мозг не способен представить, как выглядит пейзаж или герой повествования. Это не только отмирание одной из функций мозга и потеря дополнительных интеллектуальных возможностей, но и грустная статистика для прессы. Не хотелось бы, чтобы газеты будущего состояли из комиксов. Нетрудно догадаться, какие СМИ выберет такое новое поколение. Это самый пессимистический вариант развития событий. Причем и для ТВ тоже. Трудно не деградировать, создавая передачи для такого зрителя.

Но будем оптимистами. Я и сама не верю, что мы до этого докатимся. Если телевидение и газеты возьмут ситуацию под контроль, то зловещая тенденция сойдет на нет.

Катерина ДЯДЮН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ