Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нам удалось!»

Главный редактор телеканала «ЕСПРЕСО» Светлана САМОЙЛЕНКО — о реализации абсолютно нового для украинского ТВ-рынка формата и запросе на умный контент
16 ноября, 2018 - 13:32
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕЛЕКАНАЛОМ «ЕСПРЕСО»

В 2013 году фактически одновременно с событиями на Майдане начали свою работу несколько украинских телеканалов, которые в дальнейшем сумели выйти в лидеры национального вещания. Один из таких — «ЕСПРЕСО». Канал возник во времена жесткого давления со стороны власти. Невзирая на это, его журналисты правдиво рассказывали миру о Революции Достоинства прямо с места столкновений и баррикад.

20 ноября канал празднует свое пятилетие. Это весомый промежуток времени, в течение которого  «ЕСПРЕСО» сделал много важного для украинского телевидения.

Что удалось основать и реализовать за 5 лет? Как «ЕСПРЕСО» удается продвигать культурные проекты и темы исторической памяти среди нашествия развлекательного контента? Насколько важна роль журналиста в современных реалиях? Об этом и многом другом «День» расспросил у главного редактора телеканала «ЕСПРЕСО» Светланы САМОЙЛЕНКО.

— Каналу «ЕСПРЕСО» исполняется 5 лет. Удалось ли за это время реализовать задуманное?

— Нам удалось начать и реализовать абсолютно новый для украинского ТВ-рынка формат. Осенью  2013 года, когда мы начинали, ни один из телеканалов Украины не работал в режиме онлайн-трансляций с места событий. Классические выпуски новостей с тщательным образом подобранными, проработанными и осмысленными в редакции материалами, конечно, были. Однако мы предложили зрителю кардинально другой подход: «эффект присутствия», когда каждый — без купюр — может увидеть событие здесь и сейчас. И, главное, сделать выводы. У нас были примеры американских информационных вещателей, но в Украине такого никто не практиковал. Через несколько дней после нашего старта начался Майдан. Наши журналисты учились просто в поле: на баррикадах, во время штурмов палаточного городка, на Грушевского и Институтской. Работали по 12 часов в сутки, часто — посреди ночи, несколько раз — под пулями.

За несколько месяцев Революции Достоинства наша маленькая «еспресовская» редакция отработала столько часов непрерывных прямых эфиров, что уже тогда можно было сказать с уверенностью: нам удалось. Мы сделали большой вклад в дело правдивого освещения событий на Майдане.

Поэтому наш формат, наш уникальный стиль, наши принципы удалось сформировать буквально в течение 3—4 месяцев. В дальнейшем увеличивались количество авторских проектов, однако честные и реалистичные новости с онлайн-трансляциями  — это основной наш продукт и до сегодня. Ежедневно «ЕСПРЕСО»  смотрит больше 2 миллионов людей. Следовательно, мы имеем свою аудиторию, которая разделяет наши ценности — «Украинский взгляд на мир».

Сейчас социальные сети создают настоящую конкуренцию информационным изданиям своей скоростью и мгновенной реакцией на события. Как традиционным СМИ удержать свою аудиторию в этих условиях?

— Только правдивой и сбалансированной подачей информации, опровержением фейков и воспитанием медиаграмотности. В действительности украинцы имеют огромный запрос на общественно-политическую информацию. Поэтому не ограничиваются новостями из социальных сетей. Включая телевизор, люди хотят услышать продолжение тех историй, которые они прочитали в Facebook на своем смартфоне по дороге на работу. От мастерства журналистов, их правдивости и убедительности зависит конечный вывод, который человек сделает о конкретном событии. Разъяснять, поднимать «неудобные» вопросы,  расследовать и обнародовать кричащие факты —  наша ежедневная обязанность. И это нам дает карт-бланш.

К тому же, каждое влиятельное СМИ сейчас интегрировано в соцсети через мобильные приложения и страницы в Facebook, Telegram или Instsgram. Поэтому читайте новости там, где вам удобно!  

Два года тому назад канал «ЕСПРЕСО»  сделал уникальный проект, который обратил внимание на печатные медиа и состоял из шести интервью с известными украинскими журналистами из газеты «День». Почему важно сохранить качественную печатную прессу в Украине?

— Газеты и журналы имеют возможность печатать так называемые лонгриды, то есть длинные аналитические тексты. Они заставляют читателя задуматься, остановиться и перечесть снова. Это другой уровень осмысления информации. И самое главное — авторы авторитетных печатных СМИ часто являются моральными авторитетами для нашего общества. Например, я часто покупаю газету «День» ради колонки Ларисы Ившиной, а «Український тиждень» ради чтения размышлений Юрия Макарова.

Рейтинг развлекательных и реалити-шоу обычно более высок, чем рейтинг аналитических и публицистических программ. Есть ли у канала «ЕСПРЕСО» собственный рецепт привлечения аудитории к пересмотру серьезных передач?

— Конечно. Во-первых — это наши принципы, на которых базируется редакционная политика. Они прописаны в специальном документе. Если кратко — это «Украинский взгляд на мир» и поддержка всего украинского, позитивного, здорового, что уже существует или только «прорастает» и «пробивается» в нашей стране. Мы категорически против предательства. Так, один из наших новых проектов называется «Успешные в Украине» и рассказывает о рентабельных примерах малого предпринимательства, занятости украинцев. В этом названии, по моему мнению, прекрасно все: уже УСПЕШНЫЕ (то есть смогли, справились), и именно здесь, дома, в УКРАИНЕ.

Во-вторых, наш авторитет — это наши ведущие. Виталий Портников, блестящий журналист и публицист, является неизменным ведущим еженедельного политического ток-шоу. Тысячи украинцев включают «ЕСПРЕСО» каждый четверг в 21.00, чтобы услышать его мнение. Василий Зима, который пять лет подряд вечером рассказывает украинцам о событиях дня. Мирослава Барчук, Сергей Руденко, Мария Бурмака, Егор Чечеринда, Наталья Диденко — это все имена-бренды. Люди, которым доверяют зрители уже много лет.

Насколько журналистика независимой Украины ответственна за нынешнее состояние событий в стране и «искажение системы координат», по высказыванию Ларисы Ившиной?

— Я думаю, что каждый журналист несет ответственность за развитие общества, а медиасообщество имеет определенную миссию. Украина до сих пор в значительной степени находится в процессе постсоветской трансформации. Высокий запрос общества на справедливую политику, экономику, распределение социальных благ часто превращается в плодотворную ниву для популизма. Честная журналистика должна давать отпор контрпропаганде,  защищать интересы государства, продвигать демократические ценности. Это моральный выбор каждого из нас.

Является ли важным для канала фокусироваться не только на политических программах, а также уделять внимание культурной и исторической журналистике? Что это может дать Украине для развития?

— Культурные проекты, темы исторической памяти — это значительная часть нашего контента. Не секрет, что наш идейный основатель, Николай Княжицкий — глава парламентского комитета культуры и духовности. При его поддержке, в стране проходит много важных мероприятий: фестивали, концерты, съемки фильмов. Например, этим летом мы были информационным партнером огромного и яркого Форума Via Carpatia в селе Крыворивня Ивано-Франковской области, где пели украинские исполнители и продавались товары Made in Ukraine. Там также проходила конференция, посвященная выдающемуся мыслителю Станиславу Винцензу. В прошлом месяце мы завершили съемки 11 документальных фильмов об уникальных старинных церквях Гуцульщины. Наши зрители увидят их в эфире «ЕСПРЕСО» на рождественские праздники. Это уникальный проект, потому что никто и никогда не снимал все деревянные храмы этого региона.

Также для нас важен так называемый «языковой вопрос». 100% эфирного времени телеканал «ЕСПРЕСО» вещает на украинском языке.

Я лично перешла на украинский в 38 лет, потому что родилась в Донецкой области. Мой родной язык — русский. Но после событий Революции Достоинства общаюсь исключительно на украинском. Это мой сознательный выбор и моя гражданская позиция.

— Какими чертами должен обладать журналист, чтобы стать лицом канала? Что больше ценится в кадре: медийность или профессионализм?

— Он должен быть личностью с активной гражданской позицией и разделять наши ценности. Медийность — это второстепенное.

Владислава ШЕВЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ