Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Наш зритель достоин большего...»

Засилье развлекательных программ — это общемировая тенденция, но телевидение других стран предлагает своей аудитории также качественную альтернативу
4 ноября, 2010 - 20:58
МАРИНА ШКУРОПАТ

Чтобы выяснить впечатления украинских телевизионщиков о масштабном телефестивале в Баре, о работах, которые были на нем представлены, об уровне и тенденциях европейского телевидения, «День» обратился к Марине ШКУРОПАТ, которая на этот раз представляла на фестивале украинский фильм «Сам», а четыре года тому назад, в 2006-ом, возглавляла жюри фестиваля.

В этом году Международный телевизионный фестиваль в городе Бар (Черногория) проводился уже в пятнадцатый раз. Для меня же он был третьим — в 2006 году я работала там президентом жюри, в 2007-ом была гостем. За время, которое я не посещала фестиваль, его география значительно расширилась. Если, например, в 2007 г. меня удивляло, что в Бар доехали телевизионщики из Канады или Южной Африки (потому что на то время основными его участниками были страны Европы), то в 2010 году в нем уже приняли участие телевизионные работы из 45 стран мира, среди которых, конечно, большинство стран Европы, но есть и Австралия, Мексика, Иран, Египет и другие.

Относительно качества представленных на конкурс работ, могу лишь повторить слова членов нынешнего жюри. Для них было очень сложно оценивать работы и определять победителей, потому что, по их словам, все работы, дошедшие до финала, были очень сильными и качественными, поэтому выбирать приходилось победителей среди победителей. Конечно, подавая свой фильм на конкурс, его авторы надеются на успех и часто не понимают и даже обижаются, если их работа не заняла какое-то место. Зря, ведь на самом деле фильм, который прошел предселекцию (предварительный отбор) и был допущен к участию в соревновании, это уже в определенном понимании победитель.

Например, в категорию «документальные фильмы» в этом году было подано более 300 заявок, среди которых отобрано 45 фильмов. Самых сильных. Поэтому, конечно, третье место или «Бронзовая олива», которую получил фильм «Сам» (производства продюсерского центра «Закрытая Зона», автор — Наталья Фицыч, режиссер — Сергей Цимбал) в условиях такой конкуренции, — это очень весомая победа.

В целом фестиваль в Баре проводит конкурс всего в трех категориях — «документальные фильмы», «фильмы по экологии» и «телевизионные художественные фильмы и теледрамы». Самая распространенная и самая разнообразная категория — конечно, документальные фильмы. Все они очень и очень разные по тематике и не только — часто соревнуются фильмы продолжительностью 10 и 110 минут, и иногда их очень сложно сравнивать. Но не хронометраж фильма определяет его качество. Например, в 2006 году гран-при фестиваля в Баре получил пятиминутный канадский фильм. Он был как молния — мгновенный, но очень меткий. Главное — это тема и месседж фильма, а также чувства и мысли, которые фильм оставляет зрителю после просмотра. И очень важно, чтобы зритель почувствовал страсть, с которой авторы создавали этот фильм.

Предлагая фильм для участия в любом конкурсе, рассчитывать на успех можно лишь в том случае, если вы хотите сказать что-то очень важное либо то, о чем никто ранее не рассказывал, либо то, о чем рассказывали, но недостаточно, либо что-то очень интересно, либо что-то такое, чего не описать словами — что вызывает у зрителя сильные эмоции и даже может изменить его жизнь и отношение к окружающему миру.

Очень важно, что фестиваль в Баре — рабочий. Конечно, вовсе не обязательно ехать туда, если вы подали свою работу на конкурс, но основная цель и формат фестиваля — это рабочие просмотры фильмов-конкурсантов, круглые столы, дискуссии, обмен мнениями, мастерские классы. На мой взгляд, эта составляющая очень важна. Только так можно увидеть, чем увлечены коллеги в мире, сравнить тенденции развития телевидения в разных странах, понять, чему стоит учиться, к чему стремиться.

Формат фестиваля имеет еще одну особенность, на которую я хотела бы обратить внимание. Жители города Бар могут прийти и бесплатно смотреть фестивальные фильмы, но в основном они делают это у себя дома, ведь есть телеканал, транслирующий все конкурсные фильмы и события фестиваля. На мой взгляд, это хорошая идея, которую стоило бы перенять.

Как украинский телезритель иногда я чувствую себя растерянной, когда вижу «клонов», расползающихся по всем телеканалам. Наблюдая за одинаковыми программами с разными названиями, я задаю себе вопрос «почему?», то есть «зачем?». Зачем копировать соседей, которые выросли в том же «доме», с тем же телевизором, если можно пройтись по улице, поехать в другой город, даже в другую страну, увидеть что-то новое, сравнить себя с другими, обогатиться новым опытом, расширить свои горизонты?

Именно поэтому я призываю представителей нашего телевидения принимать участие в международных телевизионных фестивалях. Ради того, чтобы попробовать себя среди не таких, как ты или твой сосед. Это нелегко и не всегда приятно — вдруг увидеть, что ты не самый лучший. Но нужно идти вперед, развиваться.

И для этого, между прочим, у нас есть главное — люди, профессионалы, большой творческий потенциал и ряд успехов. Имея все это, нужно выходить за пределы привычного, следить за работой коллег из других стран, новыми международными стандартами телевидения, показывать, чего мы сами стоим, потому что вполне возможно, что кто-то чему-то может научиться и у нас.

Чему-то, но точно не телевизионному разнообразию и интеллектуальности... Наш зритель достоин большего, чем сплошные развлекательные программы и шоу. Есть много тех, кто хотел бы смотреть качественное документальное кино, интеллектуальные программы и фильмы. Спросите настоящих специалистов нашего телевидения, какие телевизионные программы украинского производства смотрят они сами. Я знаю ответ...

Я бы очень хотела верить в то, что когда-то — в не слишком далеком будущем — наше телевидение вернет себе функцию воспитания новых поколений украинцев, а не только развлечение и отвлечение их от реальной жизни.

Засилье развлекательных программ — это общемировая тенденция. Но телевидение других стран предлагает своему зрителю и кое-что иное — качественное и более ценное... Именно этого очень не хватает нам — разнообразия, интеллектуальности и человечности.

Марина ШКУРОПАТ, независимый телепродюсер, Днепропетровск, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ