На страницах «Дня» мы уже привлекали внимание читателей к региональному телевидению. Не только к его проблемам, которых, следует признать, более чем достаточно, но и к программам, которые, учитывая имеющуюся материально-техническую базу и смету, кажутся почти подвигами. Тем более героическими эти подвиги выглядят в эфире государственных вещателей. И пусть столичные коллеги региональных телевизионщиков крутят носом, мол, и качество не то, и шоу нет, но именно такой, порожденный человеческим энтузиазмом, продукт для украинского телевидения является своеобразным стратегическим запасом — тем, форматов, лиц, который в перспективе и при условии благоприятных обстоятельств может стать «золотым фондом». «Не только о джазе», выходящая в эфире Винницкой государственной (!) телекомпании «ВДТ-6», — одна из таких программ. Ее название вы даже можете увидеть на страницах Книги рекордов Украины.
Регулярной джазовой программой не может похвастаться даже центральное украинское телевидение, которое должно было бы быть наиболее прогрессивным. А вот на винницком областном такая программа живет уже девятый год. И, как уверяет ее автор и ведущий Владимир Грицык, за это время в еженедельном 30-минутном эфире не было ни одного повтора. Так же программа не имеет устоявшегося формата. И это естественно, ведь джаз, как известно, — искусство непредсказуемое.
Съемочную группу единственной в Украине программы о джазе приглашают не только на все отечественные джазовые фестивали, но и на заграничные. Винницкая программа освещает собрания джазменов в Литве, Болгарии, Польше, Германии, России, Молдове.
— Наверное, это влияет на бюджет программы?
— Если бы кто-то узнал о нашем бюджете, то он бы показался ему нереальным, — иронизирует Владимир, — 80% программы — это наш энтузиазм. Остальное — деньги, которые дают небезразличные к джазу люди или просто наши знакомые. Например, моя одноклассница недавно помогла поехать на один из фестивалей. Но, как правило, мы ездим за свои собственные деньги.
— Почему именно джаз?
— Джаз, как известно, — это музыка без границ, — говорит ведущий. — У каждого он свой, даже если музыканты исполняют одну и ту же композицию. Это самая изменчивая музыка и самая адаптированная к жизни. К джазу приходят серьезные музыканты с консерваторским образованием, имеющие за плечами работу в академических коллективах. После работы в строгих узких рамках хочется пространства, которое дарит только джаз.
Кстати, винницкая программа также имеет консерваторские корни, ведь авторы ее идеи — классические музыканты, выходцы из областной филармонии. «Не только о джазе» родилась вместе с первым Винницким джазовым фестивалем. Сначала как спецпроект, посвященный этому событию, который впоследствии разросся до масштабов еженедельной программы. А джазовые фестивали в Виннице, в свою очередь, стали ежегодными и международными.
— Не только о джазе. А о чем еще?
— Это культурологический проект, в котором мы говорим и о театре, и о серьезных книгах, и о классической музыке, и даже о балете, — объясняет Владимир.
Но и это еще не все. Оказывается, программа «Не только о джазе» увековечена на страницах Книги рекордов Украины.
—Винницкий джазовый фестиваль — единственный, который транслируется в прямом эфире в рамках нашей программы. В Книгу рекордов мы попали как культурологическая программа, которая осуществила самую длительную телетрансляцию, — рассказывает автор.
Странно, но ответственную миссию быть «проводником» джазовой программы в телевизионных дебрях было поручено не состоявшемуся музыканту. После третьего класса занятий на баяне Владимиру отказали в продолжении учебы из-за отсутствия чувства ритма. Однако он все-таки нашел свое место «в джазе», а проект «Не только о джазе» уже после первого года жизни номинировался на общенациональную телевизионную премию «Телетриумф» как лучшая музыкальная программа на региональном телевидении.
Я не музыкант, поэтому меня и выбрали на роль автора, — говорит Владимир. — Мол, только обычный человек сможет просто рассказать обычным людям о непростом и необычном джазе. Я рассказываю о джазе для людей из офиса, института, улицы. Обычными, а не профессиональными словами».
— Как вам удалось так долго продержаться на телевидении с культурологическим проектом? — спрашиваем в завершение.
— Девять лет — это солидный возраст для программы, — признает Владимир Грицык. — Но это вовсе не означает, что дело уже сделано. Ведь до тех пор, пока люди будут ходить на джазовые фестивали, филармонические концерты и будут читать книги, будет жить и наша программа. Все будет джаз!