Широкой является на сегодняшний день палитра пророчеств и научных прогнозов относительно того, каким будет третье тысячелетие на его старте и финише. В череде этих прогнозов привлекает внимание утверждение: единственной альтернативой развития апокалиптического сценария для земной цивилизации есть духовное возрождение людей. Какова же роль в осуществлении этой ведущей цели, в воспитании подрастающего поколения принадлежит средствам массовой информации и прежде всего телевидению?
Известно, что самыми поддающимися и впечатлительными относительно восприятия телепередач являются дети. Большинство современных родителей, воспитывавшихся в другом информационном пространстве, не видят в услугах электронных средств информации угрозы здоровому развитию своих детей. Более того, они считают, что в современном обществе нужно как можно раньше привлекать к воспитанию ребенка современные информационные технологии. Действительно, сможет ли мама так красиво рассказать сказку, как это происходит в фильмах Диснея, или так ласково спеть, как на пластинке? В 1998 году одна из ведущих ученых Англии Селия Вард опубликовала результаты своих исследований о влиянии телевидения на воспитание детей. Она установила, что если родители надеялись на электронные средства как на нянь, то в 20% исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития. Если дети продолжали смотреть телевизор и слушать приемники и пластинки, то у большинства из них в трехлетнем возрасте наблюдалась задержка развития на один год (речь двухлетнего ребенка, отклонение в моторном и сенсорном развитии). Но, если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребенком, когда он был в 9-месячном возрасте, то через 4 месяца наблюдалось соответствие нормальному уровню развития всех функций ребенка.
К сожалению, большинство современных родителей, всегда озабоченных, куда-то спешащих и нервничающих, уделяют общению со своими детьми очень мало внимания. По исследованиям Борбонуса (Германия), в среднем у матери есть 12 минут в сутки для разговора с ребенком, а около 3,5 часа в день занимает «немой эфир» между родителями и детьми, когда они или вместе смотрят телевизор, или когда одна из сторон сидит возле экрана телевизора или компьютера. Все большее количество детей «осчастливливается» наличием собственной современной электронной аппаратуры. Дети 3—5 лет смотрят телевизор в среднем по 2 часа, а некоторые около 5—6 часов в день. К тому же, все это дополняется видеофильмами, компьютерными играми и электронными игрушками, что приводит к тому, что языковое общение в семье сводится к обычным функциональным выражениям: «Не задерживайся!», «Быстрее!», «Не трогай!» и односложных ответов младших: «да» или «нет». Таким образом, ответственность за развитие ребенка все больше возлагается на электронную технику.
Исследования психики детей всех возрастов свидетельствуют, что для них не существует грани между реальным миром и виртуальной действительностью, создаваемой ТВ. В основе этого лежит закон эмоциональной реальности воображения. Эмоции, которыми заражают детей художественные фантастические образы, отмечал французский психолог Рибо, являются вполне реальными и переживаются ими по-настоящему серьезно и глубоко. Поступки и судьбы вымышленных телегероев не оставляют детей равнодушными. Ребенок переживает вместе с любимым героем все его жизненные коллизии. Эмоциональные переживания, возникающие во внутреннем мире ребенка каждый раз, когда он отождествляет себя с образом того или иного телегероя, являются одними из ведущих факторов влияния ТВ на духовное развитие растущей личности.
Какие же рыцари заполонили сегодня голубой экран?
Это прежде всего «рыцари» винтовки М-16 и пистолета Смит-Вессона — все они демонстрируют героизованное насилие, пока не уничтожат всех тех, кто, по режиссерскому замыслу, является носителем зла. Одна из ведущих особенностей современных телепродуктов, на которых базируется негативное влияние телевизионных передач на ребенка, заключается в положительной эмоциональной раскраске героических телеперсонажей и жажде юных зрителей им подражать. Подражание детьми насильнических способов решения конфликтов давно уже перешло из плана сознания в план реальных действий. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что, по словам врачей, сейчас очень возросло количество телесных повреждений, которые получают в уличных драках и в школе дети и подростки.
В психологической литературе отмечается как негативный тот факт, что на экранах ТВ постоянно культивируется чувство мести. Герой, ведущий длительную отчаянную борьбу, стремясь любой ценой отплатить своим обидчикам, пленяет души детей, поскольку для них является очень актуальной потребность в самоутверждении, сохранении высокой самооценки и создании положительного впечатления о себе у других людей. Именно потому, что какими бы жестокими ни были средства борьбы героя, стремящегося отомстить, они не вызывают осуждения юных зрителей. В сознании ребенка происходит противоестественное сочетание справедливости и жестокости. Дети используют в своем воображении только то, что предлагают им взрослые. Они как будто «примеряют» на себя поступки взрослых. Бесконтрольный многочасовой просмотр детьми телепередач приводит к тому, что окружающий мир воспринимается ими как коварный, угрожающий. В свою очередь, такое мировосприятие порождает, как показали исследования, тревожные ожидания детей относительно окружающих, постоянное беспокойство по поводу вероятных опасностей. Исследуя с помощью проективных тестов внутренний мир ребенка (6—11 лет), психологи обнаружили, что многие из них боятся быть украденными, переживают, что в окно могут влезть воры, боятся одни оставаться в темной комнате, поскольку верят в существование привидений. После многочасового пребывания возле телевизора дети плохо спят, ночью просыпаются, им снятся страшные сны. И в большинстве снов, как рассказывали малыши, их хотели поймать привидения, долго гнавшиеся за ними.
Еще одно последствие чрезмерного увлечения телевидением — установка на пассивное восприятие мира — безразличие и бездеятельность. «Благодаря» ТВ формируется личность с низкой трудовой активностью и творческим потенциалом «телеинвалида», как говорят западные психологи и социологи. По их исследованиям, больше 40% из 20 миллионов безработных Европы — это «телеинвалиды». Те же юноши и девушки, что нормально живут и работают, в детстве смотрели телевизор не больше часа в неделю, а некоторые росли и вовсе без телевизора. Более-менее удовлетворительно приспосабливались к жизни те, кто в детстве общался с телевизором не более получаса в день. По оценкам экспертов, 10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал на четверть. Два часа общения с телевизором в день приводят к потере половины творческого потенциала. Человек может утратить социальную активность на 90%, если в дошкольном возрасте смотрел телевизор больше 3 часов день.
Психологи установили, что лучше, чтобы ребенок до 4 лет (основной период созревания структур мозга) не смотрел телевизор вообще. После 6 лет общение с телевизором не должно превышать 1 часа в неделю; после 10 лет — 2—3 часа в неделю. После 16 лет ограничения можно снимать — ребенок стал взрослым. Если делать какие-то выводы по поводу влияния телевидения на развитие ребенка, то, к сожалению, нужно отметить, что они неутешительны.
По исследованиям В. Гебель, М. Глекнер (Швейцария), детей, регулярно потребляющих продукцию средств массовой информации, отличает то, что они приобретают определенные недостатки в психическом развитии. Они рассуждают быстрыми и готовыми ассоциациями, в общении с людьми не чувствуют дистанции, их чувства примитивны, а поведение имеет тенденцию к бесцеремонности.