СМИ в Польше — это неотъемлемая составляющая развития демократической страны. Доверие к ним не падает на протяжении вот уже 20-ти лет. Медиа принимают непосредственное участие в государственных процессах, а также влияют на ситуацию на локальном уровне, то есть живут в унисон с потребностями страны и ее простых граждан.
«В своем развитии Польша с конца 1980-х годов сразу ориентировалась на Запад — во всем. В том числе мы брали пример с западных медиа — демократичных и независимых. А это исключает политическое влияние на СМИ, — рассказывает Януш АДАМОВСКИЙ, декан Института журналистики Варшавского университета. — К власти пришло новое поколение, которое понимало, что рухнувшая система это хлам». Хламом считался и тот стиль медиа, который существовал при коммунистической власти. Gazeta Wyborcza, зародившаяся в 1989 году как поддержка на выборах оппозиционной «Солидарности», быстро завоевала любовь поляков, уставших от повальной лжи за годы жизни в соцлагере. Но вряд ли долго продержалась бы популярность газеты, если бы она слепо была предана лишь одной политической силе. Власть изменялась, а ценности Gazeta Wyborcza оставались теми же. И благодаря своей прямой, честной и жесткой позиции газета быстро стала прибыльной а следовательно, и независимой. Эта история является основой успеха большинства СМИ Польши. Масс-медиа не изменили полякам, а поляки отвечают им взаимностью, поддерживая кошельком тиражи и рейтинги на высоте.
Как результат, в настоящее время существует жесткая конкуренция на рынке польских медиа. Поляки не покупают газету и не смотрят телеканалы по принципу «где меньше врут». А выбирают, где интереснее, качественнее и оперативнее преподносят материал. Или где собственная позиция и взгляды зрителя (читателя, слушателя) совпадают с позицией СМИ.
Сам польский политикум непосредственно доказывает, что медиа для него — высшая власть, и он с ней серьезно считается.
Несколько лет тому назад глава польского правительства уволил министра здравоохранения потому, что главу этого ведомства на страницах Rzeczpospolita заподозрили в коррупции, используя веские аргументы. Премьер предложил нового кандидата на этот пост. Журналисты газеты сразу провели расследование и нашли несколько темных пятен в биографии претендента. После чего глава правительства отказался от предлагаемой кандидатуры и нашел новую. Месяц журналисты детально разбирались в прошлом очередного кандидата, но ничего «темного» не нашли. Все это время премьер ждал, как отреагирует пресса. Когда ни единого негатива не дождался, наконец, назначил министра.
Считаются с журналистами и в Сейме. На вопрос, могут ли депутаты здесь голосовать чужими карточками, один из народных избранников рассказал, что теоретически это возможно. Но практически никто на это не осмелится. Потому что уже вечером такое голосование покажут все телеканалы, и рейтинг партии, к которой принадлежит депутат-кнопкодав, резко упадет. Нет у польских журналистов и проблем с получением деклараций депутатов, все они должны быть опубликованы на официальном сайте Сейма. Если же депутат не предоставит декларацию, ему просто не выплатят зарплату. Кстати, если депутат занимается параллельно бизнесом, то он не получает депутатскую зарплату.
Poludnie — газета, которая распространяется всего в трех районах Варшавы, существует за счет рекламы. Популярность у людей газета получила благодаря сосуществованию с их ежедневными проблемами. Каждый читатель может прийти в редакцию или позвонить и фактически стать автором, рассказывая о каких-то неурядицах или других событиях в их районе. Как правило, после вмешательства газеты проблема решается. Poludnie в свое время напечатала серию статей о местном отделе почтамта — люди жаловались, что там всегда большие очереди. Благодаря публикациям начальник этого почтамта был уволен. Когда назначили нового, первое, что он сделал — пошел в редакцию газеты советоваться, как решить проблему очередей. Вместе они подготовили серию просветительских материалов и нашли таким образом бизнесмена, который предоставил большое помещение по льготной цене аренды.
Газета Fakt — еще одно рейтинговое желтое издание — в свою очередь продуктивно решает проблему выбоин на дорогах, Чтобы мэрия столицы обратила внимание на состояние дорог, редакция сделала коллаж: мэра обули в валенки и одели в рабочую шапку. Газетчики напечатали несколько десятков таких манекенов в полный рост с надписью «Осторожно — дыры!». Там, где на дорогах обнаруживали яму, ставили манекен с изображением мэра. Реакция долго не заставила себя ждать — этот отрезок дороги сразу ремонтировали.
Невзирая на финансовый кризис, медиа Польши выжили. Сегодня, как и во всем мире, вследствие развития новых технологий польские СМИ таки теряют постепенно печатные тиражи, развивая параллельно электронные версии. Но даже при условии естественного спада тиражей они несравнимы с украинскими. Тиражи изданий Rzeczpospolita и Gazeta Wyborcza измеряются сотнями. В Польше высокоразвитые общественные телеканалы и радиостанции на равных конкурируют за лидерство с коммерческими. Поляки исправно платят абонплату за общественное вещание, потому что знают, за что отдают свои деньги — за качественный и честный эфир.